D122-Архитектура

Вопросы вступительного экзамена по дисциплине  «Педагогика» 

  1. Предмет, задачи, методы педагогики высшей школы. Современные проблемы педагогики высшей школы.
  2. Системе высшего профессионального образования в Республике Казахстан. Современные многоуровневые образования в университете. Альтернативные высшие учебные заведения.
  3. Функции педагогической науки (описательная, объяснительная, прогностическая и преобразовательная). Современные тенденции развития педагогической науки. Основные гуманистические теории (ДЖ.Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).
  4. Педагогическая система и педагогическая деятельность в высших учебных заведениях. Специфика образовательного процесса в высшей школе, его закономерные основы и движущие силы. Характеристика основных компонентов образовательного процесса.
  5. Методология педагогической науки. Методологические подходы и принципы в педагогических исследованиях. Структура и этапы педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования. Педагогический эксперимент.
  6. Понятие «педагогическая деятельность», структура и компоненты. Классификация методов педагогической деятельности. Диагностика как составная часть педагогической деятельности, его функции, значение и виды.
  7. Профессионально-значимые качества личности преподавателя высшей школы (профессиональные, личные моральные). Новое педагогическое мышление.
  8. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы. Основные виды педагогического коммуникативного воздействия. Роль педагогического общения в организации познавательной деятельности студентов. Этический потенциал отношений преподавателя и студента.
  9. Развивающаяся «Я-концепция» педагога. Способы саморазвития. Теория «самоактуализирующиейся личности». Поиск средств творческого самовыражения и профессионального саморазвития.
  10. Общее понятие о дидактике. Основные категории и функции, дидактические принципы. Структура и основные компоненты процесса обучения в высшей школе. Виды и системы обучения и их характеристика. Репродуктивный и продуктивный виды обучения.
  11. Дидактические теории обучения. Бихевористические теории. Прагматическая теория обучения (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Материалистическая теория познания и процесс обучения. Сенсуалистическая теория Ф. Бэкона и теория обучения Я.А. Коменского.
  12. Современные дидактические концепции обучения. Концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина). Концепция проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.).
  13. Содержания образования. Современные подходы, требования, факторы, влияющие на содержание образования, основные компоненты. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и его функции. Нормативно-правовые документы: учебный план, учебные программы.
  14. Традиционные и активные методы и формы организации обучения. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Инновационные методы и формы обучения: метод мозгового штурма, кейс-стадии, метод проекта, «swot-анализ», «матрица идей» и др.
  1. Воспитательная работа в высшей школе. Воспитание и формирование специалиста. Толерантность, интеллигентность, просвещенность как содержательные характеристики личности специалиста с высшим образованием. Активизация гражданской позиции и ответственности студента. 

Вопросы вступительного экзамена по дисциплине «Экологические проблемы архитектуры и градостроительства» 

  1. Основные направления реализации Стратегии территориального развития Республики Казахстан. Улучшение экологического состояния территорий.
  2. Крупнейший, крупный, средний и малый город. Особенности градообразующей базы и особенности экологических проблем.
  3. Социальная экология и ее роль в архитектуре и градостроительстве.
  4. Природно-климатические факторы, влияющие на формирование населенных мест. Естественные и искусственные планировочные ограничения.
  5. Социально-географическая инфраструктура Республики Казахстан. Гигиенические нормативы и качества отдельных компонентов окружающей среды.
  6. Функциональное элементы города и экологическое зонирование территории. Селитебная зона, промышленная зона, общественный центр города и т.д.
  7. Загрязнения воздушной среды и гигиенические нормативы: «чистый воздух».
  8. Территориально-планировочные основы градостроительной экологии. Планировочная структура и композиционные оси развития города. (Регулярная, радиально-кольцевая, живописная, смешенная, линейная, сетевая).
  1. Селитебная территория города. (жилая единица, жилая группа, микрорайон, жилой район, жилой комплекс). Экология жилой застройки.
  2. Транспортный каркас города. Классификация городских улиц и дорог. Проблемы парковок и транспортные пробки.
  3. Экология человека. Организация социального и культурно-бытового обслуживания населения.
  4. Система озелененных территорий города. Классификация и эстетика элементов озеленения: парк, сквер, аллея, набережная и т.д.
  5. Симбиоз ландшафтной архитектуры и искусственной среды.
  6. Типология экологических нарушений. Экологическое и микроклиматическое значение озеленения.
  7. Вопрос использования солнечной и ветровой энергии, в особенности в сельских и отдаленных регионах. 

Вопросы вступительного экзамена по дисциплине «Теория архитектуры»   

  1. Пространственное, изобразительное и знаковое содержание архитектуры.
  2. Влияние природных и культурных факторов на архитектуру.
  3. Пространство как объект архитектурного творчества и как носитель содержания архитектуры.
  4. Значение архитектурных традиций и школ в современной архитектуре.
  5. Архитектурное пространство и функция.
  6. Роль архитектора в развитии общества.
  7. Коммуникативная функция в архитектурном пространстве.
  8. Современные научные подходы к теории развития города.
  9. Научный и мировоззренческий подход к пониманию смысла архитектуры.
  10. Социально-экономические, исторические и национальные особенности в проектирование насаленных мест.
  11. Смысловое содержание и качественные различия архитектурного пространства.
  12. Исторические традиции - взаимоотношения архитектора и общества.
  13. Влияние европейских архитектурно–градостроительных традиций на развитие архитектуры Казахстана.
  14. Влияние религии на строительство архитектурных памятников на территории Казахстана и Средней Азии.
  15. Влияние различных стилей на формирование архитектурного облика городов Казахстана XIX в – XX в. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  на вступительные экзамены по докторантуре 

  1. Научное обоснование объемно-планировочного решения учебно-воспитательного комплекса в городе Астана. (Проектируемый городской участок выбирается докторантом самостоятельно) 
  1. Научное обоснование объемно-планировочного решения административного здания в городе Астана. (Проектируемый городской участок выбирается докторантом самостоятельно)
  1. Научное обоснование объемно-планировочного решения жилого комплекса в городе Астана. (Проектируемый городской участок выбирается докторантом самостоятельно) 
  1. Научное обоснование объемно-планировочного решения торгово-развлекательного центра в городе Астана. (Проектируемый городской участок выбирается докторантом самостоятельно) 
  1. Научное обоснование генерального плана населенного пункта на 3000 жителей. (Проектируемый городской участок выбирается докторантом самостоятельно)