Просмотров: 7400
Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Сакена Сейфуллина — выдающегося казахского поэта, писателя и общественного деятеля, который обогатил казахскую литературу новым содержанием и занял особое место в общественной жизни Казахстана.
Сакен родился в 1894 году в Шетском районе Карагандинской области. Степи Сарыарки сформировал будущего гражданина страны и мастера пера. С юных лет он впитывал в себя богатства казахской устной литературы и фольклора, воспитывая в себе нравственные качества, прививаемые заботливым отцом и матерью. Он учился в русско-казахской, затем в Акмолинской начальной приходской школе и городском училище, а в 1913 году поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1916 году. После учебы вернулся в родные края, работая учителем в селе. В 1914 году в Казани он опубликовал свой первый сборник стихов «Минувшие дни».
Сакен воспевал новую эру, не становясь хвалебным поэтом, а показывал все аспекты жизни степного казаха. Его поэзия стала хроникой неспокойного периода, охватывающего Октябрьскую революцию. События 1916 года, ставшие переломным периодом для казахского народа, глубоко затронули Сейфуллина.
Судьба Сакена трагична: в 1937 году он был арестован и расстрелян в феврале следующего года. Его «уголовное дело» началось задолго до этого, еще в 20-х годах, когда он уже подвергался критике за свои взгляды. На закрытом собрании Союза писателей Казахстана, состоявшемся в июле 1937 года, обсуждались материалы, опубликованные в тогдашних республиканских газетах, где его критиковали за недостаточную приверженность к большевистской линии. Несмотря на это, Сейфуллин пытался поднять важные вопросы, за что его жестко осудили.
В этот же период была опубликована его баллада «Азия (Европа)», вызвавшая бурные споры. Критика утверждала, что в ней классовая борьба перепутана с националистической, что противоречит марксистскому подходу. На III конференции, его обвинили в «неправильной» интерпретации классовой борьбы и национальных вопросов. Эти события лишь усилили репрессии против него и его единомышленников.
Сейфуллин также активно поддерживал идеи о национальной идентичности и языке. В 1923 году он выступил с инициативой исправить ошибку, связанную с названием казахского народа. Его усилия по возрождению казахской культуры и языка наталкивались на жесткое сопротивление властей.
Несмотря на репрессии, Сейфуллин оставался верен своим идеалам, поднимая вопросы о национальной идентичности и языке. Его стихотворения, такие как «Аш қазақ», отражают страдания народа и призывают к справедливости. В них он задает важные вопросы о судьбе казахского народа, ставит вопрос почему живется плохо? Почему народ бедствует?.
Сакен Сейфуллин — не просто поэт, а символ борьбы и надежды. Его жизнь и творчество напоминают нам, что литература обладает силой изменять общество и сохранять историю. В 130-летие со дня его рождения мы вспоминаем его как истинного сына казахского народа, чье наследие продолжает вдохновлять на новые свершения.
Почетный профессор Казахского национального аграрного университета. Карьера. 1979 г. — Кайрат Айтуганов начал работать оператором цеха перевозки Кокчетавского почтамта. 1984-1985 гг. — ассистент кафедры почвоведения Целиноградского сельхозинститута. 1987-1989 гг. — агроном, старший агроном, главный экономист совхоза Карабулакский Зерендинского р-йона Кокчетавской обл.