Главная / Образовательные программы / Агрохимия и агроэкология
Агрохимия и агроэкология

Агрохимия и агроэкология

Код и классификация области образования: 7М08 - "Сельское хозяйство и биоресурсы"

Код и классификация направлений подготовки: М131 - "Растениеводство"

Присуждаемая степень: магистр сельского хозяйства по образовательной программе "Агрохимия и агроэкология"

Срок обучения: 1,5 года

Цель образовательной программы: «Агрохимия и агроэкология» - подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, способных сформулировать и решать проблемы по вопросам агрохимии и агроэкологии, связанных с мониторингом окружающей среды и соблюдением экологических регламентов применения средств химизации, агроэкологической оценкой земель сельскохозяйственного назначения и обоснованием методов их рационального использования; разработку экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв

Задачи образовательной программы:

  • выбор индивидуального направления образования по специализации в области агрохимии и агрохимической экологии;
  • углубление теоретических и практических знаний в области экологического земледелия, в области качества и экологической безопасности растительной продукции, экологического равновесия агроландшафта;
  • приобретение навыков организации и проведения почвенных, агрохимических, агроэкологических обследований территорий с/х назначения; контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; агроэкологической оценки земель сельскохозяйственного назначения и обоснования методов их рационального использования;
  • выработка способности к самосовершенствованию и саморазвитию при решении вопросов рационального использования и сохранения агроландшафтов при производстве продукции растениеводства; контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования и др.

Общая характеристика образовательной  программы

Удобрение сельскохозяйственных культур - прием, который позволяет не только обеспечить растения питательными элементами, но и сохранить потенциальное плодородие почвы на перспективу. Но имеет место быть ситуация, когда применение необоснованных норм минеральных удобрений, несовершенство технологий возделывания культур и несоблюдение систем земледелия, приводит к негативным экологическим последствиям. В результате этого в таких странах как США, Швеция, Дания и др., имеющих очень высокий уровень интенсификации сельского хозяйства и проблемы перепроизводства продукции, а в последние годы и в Казахстане получило начало развитие альтернативного земледелия («экологическое», «биологическое», «органическое» и т.д. земледелие). Продуктивность данных систем основывается на естественном плодородии почвы, а также на средствах борьбы с фитопатогенами природного происхождения. При этом основной задачей таких систем земледелия является не столько увеличение продуктивности земледелия, сколько смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду. Также альтернативное земледелие возможно лишь на почвах с высоким естественным или искусственно созданным запасом элементов питания, с научно обоснованным севооборотом и высокой культурой земледелия.

В настоящее время, объективных предпосылок для перевода с/х производства Казахстана на альтернативные основы ведения хозяйства слишком мало (низкий уровень плодородия почв при низком уровне применения минеральных и органических удобрений, сложная фитосанитарная ситуация, несовершенство систем земледелия и т.д.). В этих условиях альтернативы минеральным удобрениям нет. Необходимо лишь искать пути их рационального, безопасного, технологичного использования, т.е. оптимизировать систему применения удобрений. В этой связи особенность разработанной ОП "Агрохимия и агроэкология" определяется экологической направленностью и дает возможность получить углубленное представление о воздействии удобрений на продуктивность с/х культур, на состояние окружающей среды, оценить агроэкологическую эффективность использования удобрений.

Сферы профессиональной деятельности

НАО "Правительство для граждан" Департамент земельных ресурсов и недвижимости по г.Астана, г.Алматы и филиалы по РК; научно-производственные центры, ГУ "Республиканский научно-методический центр агрохимической службы" и филиалы по регионам РК, структурные подразделения Министерства сельского хозяйства, Комитета по экологическому регулированию и контролю МЭ РК, департаментов сельского хозяйства областных, районных акиматов; сельскохозяйственные формирования различной формы собственности; научно-исследовательские институты, экологические испытательные лаборатории.

Профессиональные компетенции

1) иметь представление о: значении химизации земледелия в повышении плодородия почв, урожайности и качества сельскохозяйственных культур; составе и свойствах, плодородии почв, об альтернативных системах земледелия, применении средств защиты растений биологического происхождения; принципах рационального природопользования; методах экологической, агрономической оценки применения системы средств химизации; об экологической экспертизе землепользования хозяйства;

2) знать: современные методы определения потребности культур в удобрениях, методику закладки опытов, биологические особенности культур, их требования к условиям почвенного питания и приемы его регулирования, роль основных элементов в питании и формировании урожая и качества культур, свойства почв и удобрений, особенности поведения и превращения удобрений в почве, влияние их на свойства почвы и растения, сущность взаимосвязи почва-растение-удобрение, критерии оценки эффективного плодородия почв; основы экологического нормирования и экспертизы;

3) уметь: проводить почвенное, агрохимическое и агроэкологическое обследование земель, отбор почвенных и растительных образцов, агрохимический анализ почв, растений и удобрений, составить картограммы обеспеченности почв элементами питания, разработать оптимизированную систему применения удобрений с учетом требования возделываемых культур, плодородия почв, получения качественной экологически безопасной продукции растениеводства; определить рациональные пути рекультивации земель нарушенных территорий;

4) иметь навыки в: разработке системы удобрений, воспроизводства плодородия почв и экологического равновесия агроландшафта; проведении экологической оценки и экспертизы; осуществлении контроля за почвой и растениями и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; проведении агроэкологической оценки земель сельскохозяйственного назначения и обосновании методов их рационального использования;

Для лиц с ограниченными возможностями формируется индивидуальная траектория обучения, обеспечивающая возможность выбора формы обучения, прохождения профессиональных практик.