Раздел 1. Основы академической политики
Общие положения
Академическая политика определяет основные понятия, порядок организации и условия реализации образовательных программ на всех уровнях обучения (высшее и послевузовское образование).
Академическая политика предназначена для обучающихся, профессорско-преподавательского состава, руководителей и сотрудников структурных подразделений НАО «Казахский агротехнический исследовательский университет им. С.Сейфуллина» (далее – Университет), а также других заинтересованных лиц.
Академическая политика разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, нормативными правовыми актами Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – МНВО РК) и внутренними нормативными документами Университета. Стандарты, положения, методические рекомендации прилагаемые к настоящей Академической политике, имеют самостоятельный характер и утверждаются в порядке, предусмотренном Классификатором внутренних нормативных документов НАО «Казахский агротехнический исследовательский университет им. С.Сейфуллина»
Статус Академической политики закреплен в п.п.21,22 и п.40 Главы 2 «Порядок деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования» Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года №595 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов и видов».
Академическая политика может быть пересмотрена в случае изменения нормативных правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в Республике Казахстан, изменений в Уставе и Программе развития Университета, а также на основании решения Ученого совета Университета.
1.1 Цель и задачи академической политики университета
Целью академической политики университета является предоставление качественных образовательных услуг обучающимся через формирование конкурентоспособных образовательных программ и развитие академической мобильности.
Задачи Академической политики:
1. разработка и усовершенствование образовательных программ, основанных на собственных научных результатах, передовых зарубежных научных достижениях, соответствующих профессиональным стандартам, имеющих мультидисциплинарный, междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы;
2. создание условии для студентцентрированного обучения и преподавания;
3. формирование высококвалифицированного профессорско;
4. преподавательского состава для повышения эффективности управления образовательной средой.
5. ообеспечение подготовки высококвалифицированных кадров с учетом приоритетов и потребностей развития экономики, в частности агропромышленного комплекса Казахстана, определенных в государственных программах и стратегических документах страны;
6. удовлетворение потребностей внутренних и внешних стейкхолдеров;
7. совершенствование системы внутреннего обеспечения качества на основе европейских Стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG) с целью эффективного управления образовательной деятельностью университета;
8. обеспечение конкурентоспособной среды для формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
9. эффективное использование кадровых, информационных, материальных, интеллектуальных ресурсов университета в обеспечении качества подготовки кадров.
1.2 Принципы академической политики университета
Академическая политика университета учитывает следующие принципы:
- подготовка специалистов, отвечающих требованиям рынка труда и международным стандартам- через внедрение инноваций в образовании, науке и практике;
- формирование антикоррупционной культуры и соблюдение принципов академической честности;
- обеспечение прозрачности и доступности информации для заинтересованных сторон.
- формирование нулевой терпимости к расовым, этническим, гендерным, религиозным и другим видам дискриминации, создание инклюзивной и поддерживающей среды;
- реализация образовательных программ на казахском, русском и иностранном языках;
- разработка и реализация образовательных программ на основе анализа регионального и республиканского рынков труда, потребностей работодателей, приоритетов развития экономики страны;
- реализация мультидисциплинарного, междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов в образовательных программах;
- формирование у обучающихся необходимых навыков (soft skaills, hard skaills, digital skaills) для успешного трудоустройства и карьерного продвижения;
- вовлечение ключевых стейкхолдеров в процессы планирования, реализации и оценки образовательной деятельности университета;
- обеспечение условий для интеграции научных исследований, образовательного процесса и профессиональной деятельности;
- обеспечение трансфера передовых технологий в образоватеьную деятельность университета и управление ею;
- создание дополнительных условий для использования дистанционных технологий в учебном процессе;
- расширение сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами с целью развития программ академических обменов, совместных, двудипломных образовательных программ, программ стажировок;
- реализация принципов студентоцентрированного обучения;
- обеспечениие прозрачности и открытости академических процессов университета;
- обеспечение обучения в течение всей жизни.
1.3 Академические ценности университета
Академические ценности университета связаны с созданием необходимых условий для совершенствования качества образовательной деятельности и обеспечения:
- академической свободы, социальной ответственности за качество и результаты обучения;
- мультидисциплинарного, междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов в образовательном процессе;
- интеграции образовательного и исследовательского процессов;
- цифровой трансформации образовательного процесса;
- конкурентоспособности выпускников;
- содействия росту инновации;
- честности и открытости в реализации образовательной деятельности и управления ею;
- корпоративной культуры, коммуникативности, лидерства, командной работы, поиска и нахождения компромиссов;
- защиты от любого вида нетерпимости и дискриминации в отношении обучающихся, профессорско-преподавательского состава и работников университета;
- культуры качества и академической честности;
- креативности и конкурентоспособности образовательных программ.
1.4 Ресурсы академической политики
Подготовка специалистов в университете по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры осуществляется за счет государственных образовательных грантов, грантов местных исполнительных органов, в рамках договоров с предприятиями и организациями, оплачивающими обучение, а также за счет собственных средств граждан и иных источников, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Образовательные программы высшего и послевузовского образования, рабочие учебные планы разрабатываются в университете в соответствии с государственными общебязательными стандартами образования соответствующих уровней образования.
Реализация образовательных программ обеспечивается внутренними и внешними ресурсами, создающими качественную среду для достижения планируемых результатов обучения и включающими высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, современную студентоцентрированную инфраструктуру, систему планирования, реализации и мониторинга качества образовательных программ, информационно-технологическое сопровождение.
1.5 Система внутреннего обеспечения качества и мониторинга
Система внутреннего обеспечения качества образования в университете основывается на Европейских стандартах и Директивах Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), внутренних нормативных документах.
Мониторинг и оценка качества образовательных услуг в университете осуществляется Советами факультетов по академическому качеству (Приложение 1. Положение о совете факультета по академическому качеству ПСФАК ВНД 02.2069-2021), Академическим советом (Приложение 2. Положение об Академическом Совете ПАС ВНД 02.2068 - 2021) Комитетом по качеству, Департаментом по академическим вопросам. При оценке используются внутренние механизмы, результаты институциональной и специализированной аккредитаций, позиции университета в рейтингах, показатели трудоустройства выпускников, наличие государственного заказа и целевых заявок на подготовку специалистов.
Основным инструментом внешней оценки качества образования в университете является институциональная и специализированная аккредитация, проводимые на регулярной основе.
Университет обеспечивает соблюдение квалификационных требований к образовательной деятельности, реализацию государственных стандартов образования, Национальных рамок квалификации, Отраслевых рамок квалификации, Профессиональных стандартов.
Реализация образовательных программ высшего и послевузовского образования обеспечивается свободным доступом обучающихся к учебно-лабараторной базе, библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе, учебной, научной, информационной базам данных, включая международные источники, размещаемые в электронных библиотеках.
Раздел 2. Прием обучающихся
Университет осуществляет прием обучающихся на образовательные программы высшего и послевузовского образования на основании Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года №600.
Прием лиц, поступающих в КАТИУ им. С.Сейфуллина, осуществляется посредством размещения образовательного гранта высшего образования за счет средств республиканского бюджета или местного бюджета, а также оплаты обучения за счет собственных средств обучающегося или иных источников.
Прием и обработка документов для участия в конкурсе грантов и для зачисления в КАТИУ им. С.Сейфуллина осуществляется приемной комиссией, состав которой ежегодно утверждается решением Председателя Правления - Ректором НАО «КАТИУ им. С.Сейфуллина».
В КАТИУ на образовательные программы высшего образования принимаются лица, имеющие общее среднее, техническое и профессиональное, после среднее, высшее образование.
Зачисление поступающих в число студентов в КАТИУ им. С.Сейфуллина проводится Приемной комиссией с 20 июня по 25 августа календарного года Приказом руководителя Университета или лицом, исполняющим его обязанности.
Документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, проходят процедуру признания документов об образовании в установленном законодательством порядке Республики Казахстан в соответствии с Правилами признания документов об образовании, утвержденным приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 12 июня 2023 года №268 после зачисления лиц в течение 1 (первого) академического периода обучения.
Прием иностранных граждан на обучение в КАТИУ на платной основе осуществляется по результатам собеседования, проводимого Приемной комиссией КАТИУ, то есть предметными комиссиями по каждой группе образовательных программ. Состав предметных комиссий по каждой группе образовательных программ утверждается приказом руководителя КАТИУ или лицом, исполняющим его обязанности. При этом зачисление иностранных граждан осуществляется на основании принятых копии документов, в соответствии с академическим календарем за 5 (пять) дней до начала следующего академического периода. После издания приказа о зачислении осуществляется приглашение иностранных граждан в соответствии с законодательством МВД РК.
Иностранные граждане по прибытию в ОВПО предоставляют оригиналы документов на иностранном языке с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.
2.1 Прием на программы послевузовского образования
В магистратуру принимаются лица, освоившие образовательные программы высшего образования, обладатели образовательного гранта высшего образования за счет средств республиканского бюджета или местного бюджета, а также оплаты обучения за счет собственных средств граждан и иных источников выбирают образовательную программу из соответствующей группы образовательных программ.
Прием заявлений, поступающих в магистратуру, проводится Приемной комиссией в период с 1 июня по 8 июля, с 28 октября по 10 ноября календарного года. Лица, поступающие в магистратуру, сдают КТ, включающее тест по иностранному языку (английский, немецкий, французский), тест по профилю групп образовательных программ, тест на определение готовности к обучению на казахском или русском языке.
Лица, поступающие в научно-педагогическую магистратуру, сдают КТ, включающее тест по иностранному языку (по выбору английский, немецкий, французский), тест по профилю групп образовательных программ, тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском языке.
Лица, поступающие в профильную магистратуру с казахским или русским языком обучения, сдают КТ, включающее тест по профилю групп образовательных программ и тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском или английском языке.
Лица, поступающие в профильную магистратуру с английским языком обучения, сдают КТ, включающее тест по профилю групп образовательных программ на английском языке и тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском или английском языке.
Лица, поступающие в магистратуру по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки, сдают:
1) КТ, включающее тест по иностранному языку (по выбору английский, немецкий, французский), тест на определение готовности к обучению по выбору на казахском или русском языке.
2) два творческих экзамена по профилю групп образовательных программ.
Максимальное количество баллов по КТ составляет:
1) для научно-педагогической магистратуры с казахским, русским или английским языком обучения – 150 баллов;
2) для профильной магистратуры с казахским, русским или английским языком обучения – 70 баллов;
3) для поступающих в магистратуру по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки не менее 75 баллов.
Зачисление в магистратуру осуществляется по итогам комплексного тестирования, с 15 до 28 августа календарного года и с 26 декабря до 10 января календарного года.
На обучение по образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по комплексному тестированию и или) сумме вступительных экзаменов с учетом порогового балла:
- для научно-педагогической магистратуры – не менее 75 баллов;
- для профильной магистратуры – не менее 30 баллов
Сроки проведения вступительных экзаменов и зачисления на образовательные программы МВА (ЕМВА) определяются КАТИУ им. С.Сейфуллина самостоятельно.
Обучение по образовательным программам МВА (ЕМВА) осуществляется на платной основе. (Приложение 3 Правила приема на обучение в НАО «Казахский агротехнический исследовательский университет им. С.Сейфуллина» по образовательной программе послевузовскогообразования ЕМВА «Стратегический менеджмент»)
Обязательным условием для поступления в докторантуру КАТИУ является:
- наличие степени «магистр» (если магистратура профильная, то должно быть свидетельство о прохождении педагогического цикла);
- стаж работы по специальности не менее 9 месяцев.
На обучение по государственному образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по вступительному экзамену – не менее 75 баллов.
Прием заявлений, поступающих в докторантуру, проводится приемной комиссией КАТИУ им. С.Сейфуллина и через информационную систему НЦТ в следующие сроки:
1) с 3 июля до 3 августа календарного года;
2) с 25 октября по 10 ноября календарного года.
В КАТИУ им. С.Сейфуллина осуществляется прием заявлений (через АИС «Платонус») по группам образовательных программ докторантуры на условиях обучения по государственному образовательному заказу в рамках целевой подготовки и на платной основе за счет средств поступающего и иных источников.
Для лиц, окончивших профильную магистратуру со сроком обучения 1 или 1,5 года, следует пройти учебную подготовку по педагогическому циклу и освоить недостающие кредиты на платной основе до начала обучения в докторантуре, получив свидетельство о прохождении педагогического цикла установленного образца.
При поступлении в докторантуру претендент должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующего профиля учебной программы докторантуры, перечень пререквизитов определяется соответствующим факультетом и отражается в программе вступительных
экзаменов.
При отсутствии необходимых пререквизитов докторант вправе освоить их на платной основе до начала обучения в докторантуре. График сдачи пререквизитов рассматривается и утверждается на факультетах.
Поступающие в докторантуру в обязательном порядке предоставляют международные сертификаты, подтверждающие владение английском языком в соответствии с общеевропейскими компетенциями (стандартами) владения иностранным языком. Подлинность представляемых сертификатов проверяется приемной комиссией КАТИУ им. С.Сейфуллина.
Обучение по образовательной программе DBA осуществляется на платной основе за счет собственных средств обучающегося и/или иных источников.
На обучение по образовательной программе DBA принимаются граждане Республики Казахстан и иностранные граждане, освоившие профессиональную учебную программу послевузовского (магистратура или приравненного к ней высшего специального) образования.
Для поступления на обучение по образовательной программе DBA требуется наличие опыта работы в сфере управления не менее 3-х лет.
Для формирования контингента обучающихся создаются приемная, экзаменационная и апелляционная комиссии. Составы приемной, экзаменационной и апелляционной комиссий утверждаются приказом Председателя правления - Ректором или лицом, исполняющим его обязанности, сроком на один год.
Минимально необходимый (пороговый) балл для поступления на обучение по программе DBA составляет 75 баллов.
Зачисление в число обучающихся на программу DBA осуществляется приказом Председателя правления-Ректором или лицом, исполняющим его обязанности.
Прием заявлений для поступления на обучение по программе DBA проводится в два периода:
1) с 1 июля по 31 июля;
2) с 28 октября по 27 ноября каждого календарного года.
Вступительные экзамены по группам образовательных программ в докторантуру проводятся в следующие сроки:
1) с 4 до 20 августа календарного года;
2) с 19 ноября по 11 декабря календарного года.
При подаче документов поступающий указывает один ОВПО и одну группу образовательных программ.
Зачисление в магистратуру и докторантуру проводится в следующие сроки:
1) с 15 до 28 августа календарного года;
2) с 26 декабря до 10 января календарного года. (Приложение 4. Правила приема на обучение в НАО «Казахский агротехнический исследовательский университет имени С.Сейфуллина» по образовательным программам высшего и послевузовского образования)
Раздел 3. Образовательные программы
Университет самостоятельно разрабатывает образовательные программы всех уровней, учитывая государственные требования и стандартные условия национальной системы квалификации.
При разработке образовательных программ реализуются следующие принципы:
- ориентация на мировые тренды в развитии высшего и послевузовского образования мультидисциплинарность, студентоцентрированность, инновационность, нацеленность на формирование системного мышления и социальной коммуникации, использование компетентостной модели подготовки специалистов, образовательные программы докторантуры в части профессиональной подготовки разрабатываются на основе изучения опыта зарубежных вузов и научных центров, реализующих аккредитованные программы подготовки докторов PhD, или докторов по профилю.
- ориентация на национальные тренды - интернационализация, интеграция образования, науки и производства, цифровизация, духовное возрождение;
- ориентация на стратегические приоритеты университета.
Разработку образовательных программ осуществляет академические комитеты в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и обновления образовательных программ (Приложение 5. Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и обновления образовательных программ, утвержденное решением Ученого совета, от 25.04.2024 года протокол № 13)
К разработке образовательных программ привлекаются все заинтересованные стороны, включая обучающихся и работодателей.
К разработке совместных образовательных программ привлекаются вузы-партнеры. Реализация совместных образовательных программ должна осуществляться в рамках двустороннего меморандума (договора). Порядок организации совместных образовательных программ устанавливается Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и обновления образовательных программ.
Образовательные программы рассматриваются на заседании кафедры, Совета факультета по академическому качеству, Академического совета, Ученого совета при положительном решении Ученого совета образовательная программа утверждается председателем Правления-ректором НАО «КАТИУ им. С. Сейфуллина». Утвержденная ОП вносится в ИС Реестр образовательных программ МНВО РК (далее - Реестр). для внешней экспертизы.
Университет несет ответственность за своевременную актуализацию образовательных программ на основе их периодичекой оценки.
Университет рекомендует к исключению образовательной программы из Реестра на следующих основаниях:
1) лишения лицензии, приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью по соответствующему направлению подготовки заявителя на основе официально представленной информации уполномоченного органа в области науки и высшего образования и (или) вступившего в законную силу решения суда;
2) при отсутствии лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие
образовательной деятельностью по соответствующему направлению подготовки в течении 6 (шести) месяцев после включения ОП в реестр;
3) отзыва аккредитации ОП и (или) принятия решения «не аккредитовать программу» аккредитационным органом, включенным в реестр признанных аккредитационных органов, на основе официально представленной им информации;
4) утраты актуальности ОП (отсутствие контингента обучающихся в течение последних 4-х (четырех) лет;
5) отсутствия обновления ОП в течение 1 (одного) календарного года при изменений ГОСО, отраслевой рамки квалификации и (или) профстандартов, а в остальных случаях – при отсутствии обновления ОП в течение четырех лет.
Раздел 4. Учебный процесс и оценивание результатов обучения
Университет организует учебный процесс в соотвествии с Типовыми правилами деятельности организации образования (приказ МНВО РК от 30.10.2018г. №595) Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (приказ МОН РК от 20.04.2011 г. №152),
Государственным общеобязательным стандартом высшего и послевузовского образования ( приказ МНВО РК от 20.07.2022 г. №2). Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям ( приказ МОН РК от 20.03 2015г. № 137).
Для организации учебных занятий из числа обучающихся формируются группы в соответствии с профилем образовательной программы и языком обучения в порядке, установленном МНВО. Академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся, записавшихся на данную дисциплину и к данному преподавателю, а также достижения достаточного уровня их рентабельности.
К чтению лекций в университете допускаются преподаватели, имеющие ученую степень «кандидат наук» или «доктор наук» или степени «доктор философии (PhD)» или доктор по профилю, или академической степени «доктор философии (PhD)» или доктор по профилю и /или ученого звания «ассоцициированный профессор (доцент)» , или «профессор» (при налчии), а также со степенями магистра соответствующих наук и (или) старшими преподавателями, имеющих стаж не менее 3-х лет в должности преподавателя или стаж практической работы по профилю не менее 5 лет.
К чтению лекции и /или проведению других видов учебных занятий могут привлекаться научные работники, заслуженные деятели культуры, искусства, спорта, члены творческих союзов или опытные специалисты, соответствующие 8-му уровню Национальной рамки квалификаций.
Планирование учебной нагрузки осуществляется в соответсвиии с установленными в университете нормами времени (Приложение 6. Нормы времени для планирования учебной, учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы на 2024-2025 учебный год)
Университет обеспечивает свободу выбора преподавателями методов обучения, методик преподавания, форматов проыедения занятий и видов контроля учебных достижений обучающихся, принятых в мировой образовательной практике.
Университет обеспечивает современную учебно-лабораторную базу для эффективной реализации образовательных программ всех уровней образования.
Академическим периодом обучения является семестр продолжительностью 15 недель.
Документами, обеспечивающими организацию учебного процесса являются Академический календарь, индивидуальный учебный план, рабочий учебный план, учебная программа дисциплины (syllabus).
Продолжительность учебного года, сроки его начала и завершения, периоды профессиональных практик, научно/экспериментально-исследовательской работы обучающегося, видов контроля и каникул определяются академическим календарем.
Содержание рабочих учебных планов, индивидуальных учебных планов обучающихся, рабочих учебных программ дисциплин (силлабусов) должны быть обусловлены содержанием образовательных программ, включенных в Реестр МНВО.
Рабочие учебные программы дисциплин (силлабусы) разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедр в соответствии с требованиями внутренних нормативных документов (Приложение 7. Стандарт организации структуры, содержания, порядка разработки и утверждения электронного учебно-методического комплекса дисциплины)
Для обучающихся 1 курса перед началом учебного года организуется ориентационная неделя , встречи, в ходе которых разьясняются академическая политика, формат обучения, политика воспитательной работы, доступность ресурсов, политика поддержки обучающихся, специфика факультетов и др.
Университет практикует несколько видов учебной деятельности обучающихся:
а) посещение лекционных, семинарских, практических, лабораторных, студийных занятий, занятий под руководством преподавателя;
б) самостоятельная работа обучающихся;
в) научно-исследовательская работа обучающихся;
г) прохождение профессиональных практик и научных стажировок.
В университете допускается проведение 20% поточных лекции в онлайн формате.
Университет на основании приказа Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года №167 «Об утверждении Перечня организаций высшего и послевузовского образования по обеспечению доступа к платформе «Coursera» имеет пользовательские лицензий к образовательным курсам Coursera. Coursera предлагает широкий спектр курсов по различным дисциплинам, что позволяет выбрать наиболее подходящие для интеграции в существующие программы.
Обучающиеся, изьявившие желание пройти обучение по курсам Coursera регистрируются на платформе Coursera и самостоятельно выбирают образовательные курсы.
Обучающиеся имеют право пройти обучение по образовательным курсам Coursera за счет собственных средств.
Университет использует следующие модели признания МООК:
- Модель 1. Исключительно МООК, т.е. полная замена дисциплины обязательными курсами МООК, соответствующими дисциплинам ОП и определенными Комиссией, созданной ОВПО;
- Модель 2. МООК-поддержка, когда МООК используется при традиционном обучении в качестве самостоятельной работы обучающегося (далее – СРО), возможно с использованием технологии «перевернутый класс»;
- Модель 3. Смешанное обучение «+МООК» с частичной заменой аудиторных занятий (преимущественно лекций) на МООК, а также частичный перезачет отдельных тем МООК, возможно с использованием технологии «перевернутый класс»;
- Модель 4. Смешанное обучение «МООК+»: часть лекций, практических и семинарских занятий реализуется в традиционном формате, результаты обучения на МООК могут быть использованы для текущей аттестации и итогового контроля по дисциплине;
Университет реализует дуальное обучение обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского образования на предприятиях (организациях) всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Дуальное обучение на Предприятии организуется в период практического обучения обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского образования.
Программа учебной дисциплины (силлабус) включающее дуальное обучение предусматривает совмещения обучения на базе Предприятия и КАТИУ им. С.Сейфуллина по дням (неделям, месяцам) при условии обеспечения выполнения содержания ОП специальностей по уровням обучения.
Целью дуального обучения является приобретение Обучающимися практических навыков работы в соответствующей области с учетом содержания модулей образовательных программ, качественное освоение общих и профессиональных компетенций по специальностям и уровням обучения. (Приложение 8. Положение о порядке организации и проведения дуального обучения в КАТИУ имени С. Сейфуллина. ППОПДО ВНД 02.2051-2021)
Университет создает организационные и методические условия для прожождения профессиональной практики обучающихся всех уровней образования в соотвествии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и внутренними нормативными документами (Приложение 9. Методическая инструкция Порядок организации и проведения практической подготовки студентов. МИ ВНД 02.2017 - 2021 Приложение 10. Методическая инструкция Порядок организации и проведения практической подготовки магистрантов/докторантов. МИ ВНД 02.2020-2022).
Обучающиеся имеют возможность принять участие в программах внутренней и внешней академической мобильности.
Академическая мобильность обучающихся Университета осуществляется в рамках межвузовских договоров/соглашений и/или совместных международных программ/ проектов, на основании трехстороннего соглашения обучающегося, подписанного направляющей и принимающей ОВПО для внутренней академической мобильности, и приглашения для международной академической мобильности.
Направление для участия в академической мобильности, финансируемых за счет государственного бюджета, осуществляется в соответствии с Правилами направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности от 19.11.2008 и утвержденными внутренними документами.
Итоговым документом, подтверждающим прохождение обучающимся обучения по программе мобильности, является транскрипт или его аналог в стране пребывания. В транскрипт вносятся сведения о программе обучения: названия дисциплин (модуля), оценки, количество освоенных академических кредитов. (Приложение 11. Положение об организации внутренней академической мобильности обучающихся в НАО «КАТИУ имени С.Сейфуллина». ПОВнАМО ВНД 02.2042-2023, Приложение 12. Положение об организации внешней академической мобильности обучающихся в Казахский агротехнический исследовательский университете имени С.Сейфуллина. ПОВАМО ВНД 05.5005-2023)
4.1 Регистрация обучающихся на учебные дисциплины
Регистрация обучающихся на учебные дисциплины осуществляется на каждый учебный год и организуется Департаментом по студенческим вопросам и эдвайзерами.
В функции эдвайзера входит:
- оказание помощи обучающимся в адаптации к условиям университета и знакомство их с особенностями организации учебного процесса в университете;
- оказание консультационной и практической помощи обучающимся в выборе траектории обучения, формировании индивидуального учебного плана и его корректировки ( при необходимости), заполнения регистрационных форм.
Результатом регистрации обучающихся на учебные дисциплины является сформированный индивидуальный учебный план обучающегося (ИУП), включающий учебные дисциплины обязательного (вузовского) компонента, компонента по выбору (элективные дисципдины) и другие виды учебной деятельности.
Индивидуальный учебный план обучающегося утверждается деканом факультета на каждыйучебный год в электронном формате. Электронный ИУП доступен деканатту в информационной системе университета для осуществления контроля над выполнением и освоением обучающимся, Департаменту по студенческим вопросам- для организации рубежной, промежуточной и итоговой аттестации. ИУП доступен обучающимся в личном кабинете.
4.2 Организация программы педагогической подготовки для выпускников профильной магистратуры
Лица, окончившие профильную магистратуру и желающие заниматься педагогической деятельностью в организациях образования и/или продолжить обучение в докторантуре (PhD), должны освоить программу педагогической подготовки в соответствии с утвержденным внутренними нормативными документами университета.(Приложение 13. Положение об организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям в КАТИУ имени С.Сейфуллина. ПОУПДОТ ВНД 02.2024 - 2023)
4.3 Организация контроля знаний обучающихся и оценки результатов обучения
В рамках каждого академического периода проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся в соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (приказ МОН РК № 152, от 20.04.2011г.), инструктивными письмами МОН РК, рабочим учебным планом, академическим календарем, рабочими учебными программами (силлабусами).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся организуется в электронной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификации путем применения электронных методов ограничения доступа и независисмой оценки.
Организация промежуточной и итоговой аттестации осуществляется Департаментом по студенческим вопросам.
Оценка знаний обучающихся по текущему рубежному контролю, промежуточной и итоговой аттестации осуществляется по балльно-рейтиннговой буквенной системеоценоок учета учебных достижений согласно Приложению 1,2 к Типовым правилам деятельности организации высшего и (или) послевузовского образования
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится согласно утвержденному расписанию учебных занятий в течении семестра и предполагает систематическую проверку знаний обучающихся в соответсвии с темами силлабуса дисциплины.Оценки текущего контроля успеваемости обучающимся систематически выставляются преподавателем в электронный журнал оценок.
Рубежный контроль проводится по дисциплине 2 раза в течение семестра на 7-ой и 15-й неделях в ссответствии с академическим календарем и предполаггает оценку знаний обучающихся по завершению изучения определенного модуля (раздела) дисциплины.
Оценки рубежных контролей (РК1 и РК2) однократно выставляются преподавателем в электронный журнал оценок в соответствующие сроки.
Задания по видам контроля учебных достижений обучающихся, формат их проведения и оценивания определяются преподавателем самостоятельно и отражаются в рабочих учебных программах дисциплин (силлабусах).
Оценки текущего и рубежного контролей выставляются в электронный журнал оценок по семинарским (практическим, лабораторным) занятиям. Средняя оценка текущего контроля рассчитывается как средняя арифметическая всех текущих оценок за семестр.
Средняя оценка рубежного контроля рассчитывается как средняя арифметическая результатов РК1 и РК2
Рейтинг (Р1, Р2) определяется как средняя арифметическая сумма текущего (ТК1общ, ТК2общ) и рубежного контроля (РК1, РК2).
Рейтинг допуска (РД) определяется как средняя арифметическая сумма рубежного контроля (РК1, РК2).
Обучающийся допускается к экзамену при обязательном получении рейтинга допуска (РД) не менее 50 %.
Для получения рейтинга допуска к итоговому контролю по дисциплине (экзамену) обучающийся должен иметь:
Оценку по курсовой работе (при форме итогового контроля по дисциплине – экзамен и курсовая работа выставляется в информационную систему университета и является основанием для допуска к итоговому контролю по дисциплине.
Курсовые работы/проекты, предусмотренные учебным планом образовательной программы, должны быть защищены и оценены до начала экзаменационной сессии и обязательно проверены на предмет наличия заимствований (Приложение 14. Положение о проверке письменных работ на предмет заимствования. ПППРПЗ ВНД 02.2063 – 2022).
Промежуточная аттестация (экзаменационная сессия) проводится согласно утвержденному расписанию экзаменов в сроки, утвержденные академическим календарем.
Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации обучающихся, которые сдают итоговый контроль по всем дисциплинам, профессиональным практикам, НИРМ/Д, ЭИРМ/Д
Допуск к экзаменационной сессии осуществляется в два этапа:
1) На первом этапе осуществляется допуск к экзамену по дисциплине на основании оценки рейтинга допуска. Рейтинг допуска определяется как средняя арифметическая сумма рубежного контроля (РК1, РК2). Обучающийся допускается к экзамену при обязательном получении рейтинга допуска (РД) не менее 50 %.
2) на втором этапе деканатами производится допуск к экзаменационной сессии обучающихся, не имеющих задолженности по оплате за обучение. Деканаты факультетов формируют списки не допущенных обучающихся с задолженностями по оплате и доводят до сведения ППС.
Обучающиеся, не имеющие положительной оценки по курсовой работе, не допускаются к экзамену по соответствующей дисциплине.
Форма проведения итогового контроля (экзамена) по дисциплинам образовательных программ утверждается протокольным решением соответствующего Совета факультета. Выписка из протокола Совета факультета с указанием решения передается в ДСВ не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии.
Итоговый контроль по дисциплине в рамках проведения промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) может проводиться в письменной, устной или тестовой формах, процедуры проведения которых регламентируются внутренними нормативно-методическими документами университета.
а) Формы проведения экзамена: компьютерное тестирование в АИС «Platonus» (при организации учебного процесса с применением ДОТ – с прокторингом), письменный экзамен (при организации учебного процесса с применением ДОТ – с использованием веб-конференций, например ZOOM, CISCO, WEBEX и т.п., с прокторингом). По языковым дисциплинам (иностранный, казахский, русский) могут применяться другие формы (аудирование и т.д.).
б)Перечень тестовых заданий и вопросов к экзамену входят в ЭУМКД, рассматриваются на заседании кафедры, Совета факультета по академическому качеству, и хранятся на соответствующей кафедре. Формирование и хранение материалов промежуточной аттестации (тестов, экзаменационных билетов) осуществляется кафедрой с ограниченным правом доступа. Заведующий кафедрой назначает ответственное лицо за хранение материалов промежуточной аттестации.
В устной форме осуществляется защита курсовой работы, для оценивания которой распоряжением заведующего выпускающей кафедры
За качество содержания заданий и их соответствие рабочей учебной программе дисциплины несет ответственность преподаватель и заведующий кафедрой. (Приложение 15. Стандарт организации Организация контроля успеваемости при проведении текущей и промежуточной аттестации обучающихся. СО ВНД 02.2078-2022).
4.4 Организация летнего семестра
Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающимся в других организациях образования с обязательным их перезачетом в своей организации высшего и (или) послевузовского образования, повышения среднего балла успеваемости (GPA), освоения смежной или дополнительной образовательной программы, в том числе в рамках двудипломного образования.
На летний семестр могут записаться обучающиеся:
- успевающие на «хорошо» и «отлично» для прохождения дополнительного или ускоренного обучения;
- не допущенные к сессии по результатам текущего и итогового контроля знаний;
- имеющие академическую задолженность, в том числе за прошлые академические периоды обучения;
- имеющие низкий GPA по итогам текущего года обучения;
- имеющие академическую разницу при восстановлении, переводе из другого вуза (специальности/ОП), возвращении из академического отпуска.
Оформление документов для участия в летнем семестре осуществляется Департаментом по студенческим вопросам на основании заявления обучающегося, полной оплаты летнего семестра и представления декана факультета.
Наряду с летним семестром допускается организация на платной основе повторного курса обучения, который осуществляется параллельно с учебным процессом, предназначение повторного курса - создать условия для ликвидации академических задолженностей и разницы, а также освоения дополнительных дисциплин. При организации повторного курса обучения должен быть обеспечен принцип соблюдения пререквизитов. (Приложение 16. Положение об организации и проведении летнего семестра в НАО «КАТИУ имени С. Сейфуллина». ПОПЛС ВНД 02.2045 – 2019)
4.5 Организация и проведение итоговой аттестации обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Государственными общеобязательными стандартами высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, Типовыми правилами деятельности организаций высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, а также внутренними нормативными документами университета.
Формы итоговой аттестации определяются выпускающими кафедрами и утверждаются Советом факультетов.
Формы проведения итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования: написание и защита дипломной работы (проекта)/ комплексные экзамены (КЭ) и др.
Обучающийся вместо дипломной работы (проекта) может сдавать два комплексных экзамена только по следующим основаниям:
1) длительное лечение в стационаре по состоянию здоровья;
2) воспитание ребенка в возрасте до 2-х лет;
3) беременность.
По образовательным программам магистратуры проводится в форме написания и защиты магистерской диссертации (проекта); о образовательным программам докторантуры проводится в форме написания и защиты докторской диссертации (проекта).
Сроки проведения итоговой аттестации определяются академическим календарем и рабочими учебными планами образовательных программ.
Дипломная работа(проект), магистерская диссертация (проект), докторская диссертация проходят проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка на предмет плагиата), которая осуществляется в соответствии с внутренними нормативными документами (Приложение 17. Стандарт организации Организация контроля успеваемости при проведении итоговой аттестации обучающихся. СО ВНД 02.2079-2022)
4.6 Академическая мобильность
Целями внешней академической мобильности в КАТИУ им. С.Сейфуллина являются:
1) интеграция обучающихся КАТИУ им. С.Сейфуллина в международное научно-образовательное пространство;
2) повышение качества знаний и уровня подготовки обучающихся;
3) сопоставимость и признание образовательных программ КАТИУ имени. С.Сейфуллина с программами зарубежных университетов;
4) повышение престижа КАТИУ им. С.Сейфуллина на образовательном рынке.
Внешняя академическая мобильность обучающихся КАТИУ им. С.Сейфуллина осуществляется посредством реализации следующих механизмов:
– изучение обучающимися отдельных дисциплин или модулей образовательных программ в вузе-партнере за рубежом;
– выезд обучающихся за рубеж на теоретическую и практическую подготовку в вуз-партнер или иную организацию.
Финансирование внешней академической мобильности в вузах дальнего зарубежья может осуществляться за счет:
1.средств республиканского бюджета, для обучающихся в рамках государственного образовательного заказа;
2. доходов, полученных КАТИУ им. С. Сейфуллина от реализации платных услуг;
3. грантов работодателей, социальных академических и научных партнеров, международных и отечественных фондов и стипендий;
4. личных средств обучающихся.
5. внешняя академическая мобильность в вузы ближнего зарубежья осуществляется путем равноценного обмена обучающимися двух вузов партнеров.
6. Согласно Правилам направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности.
4.6.1 Требования к кандидатам на участие во внешней и внутренней академической мобильности
Участниками внешней и внутренней академической мобильности могут являться:
1. Магистранты первого и второго курса обучения, внутренняя мобильность второй и третий семестры;
2. Обучающиеся второго и третьего курса включительно по программам с четырехгодичным обучением;
3. Обучающиеся второго, третьего и четвертого курса включительно по программам с пятигодичным обучением, с началом академической мобильности с третьего по восьмой семестры.
4. Обучающиеся, в рамках внешней мобильности с вузов ближнего и дальнего зарубежья, могут приступить к занятиям второго и третьего курса включительно.
К кандидатам на участие во внешней академической мобильности предъявляются следующие требования:
1) высокая академическая успеваемость - текущая успеваемость по завершению академического периода, предшествующего внешней академической мобильности, или, если в период проведения отбора результаты указанного академического периода не подведены – за предыдущий академический период:
– при направлении на внешнюю академическую мобильность за счет средств республиканского бюджета–GPA не ниже 3,33; – при направлении на внешнюю академическую мобильность за счет личных средств обучающихся или других источников, предусмотренных в п. 6.5 – GPA не ниже 3,00;
2) для вузов-партнеров с английским языком обучения - результат компьютерного тестирования на определение уровня владения английским языком по программе КАТИУ им. С. Сейфуллина не менее 70% правильных ответов»;
3)для внешней академической мобильности в вузы-партнеры ближнего зарубежья языковой тест не предполагается, но необходимо дополнительно представить мотивационное и рекомендательное письмо от заведующего кафедрой.
От прохождения тестирования на определение уровня владения английским языком освобождаются кандидаты, имеющие действующие сертификаты международного образца одной из следующих систем: – IELTS – не менее 6.0; – TOEFL – не менее 5.50.
При направлении кандидатов в вузы-партнеры с русским языком обучения наличие действующего сертификата международного образца или прохождение тестирования на определение уровня владения английским языком не требуются.
Для стран с иным языком обучения необходимым условием для направления на внешнюю академическую мобильность является наличие признаваемого международного сертификата с уровнем владения иностранным языком не ниже «хорошо», в том числе одной из следующих систем: 1 DELF – не ниже В2; 2 TCF - B1, B2; 3 DAF - B2, C1; 4 сертификаты подобного уровня по другим иностранным языкам. Копия соответствующих сертификатов международного образца предоставляются в ДМСиАМ.
В случае, если вузом-партнером к кандидатам на внешнюю академическую мобильность предъявляются дополнительные требования, такие требования также учитываются при отборе.
В случае направления на внешнюю академическую мобильность за счет грантов работодателей, социальных академических и научных партнеров, международных и отечественных фондов и стипендий, дополнительно учитываются требования, устанавливаемые организациями, предоставившими финансирование.
4.6.2 Организация внешней и внутренней академической мобильности обучающихся
Направление на обучение в зарубежные и республиканские вузы-партнеры в рамках внешней и внутренней академической мобильности осуществляется на основании:
1. Международных договоров (международные программы, меморандумы и договоры о сотрудничестве, обменные и стипендиальные программы);
2. Договоров между КАТИУ им. С.Сейфуллина и вузами-партнерами.
Количество кредитов для изучения обучающимися в вузах-партнерах в период внешней академической мобильности должно составлять: – не менее 20 кредитов ECTS и не менее 20 кредитов в Азии, США для бакалавриата; – не менее 10 кредитов ECTS и не менее 10 кредитов в Азии, США для магистратуры. Внутренняя академическая мобильность не менее 18 кредитов.
Формат проведения внешней академической мобильности в гибридной форме (онлайн и офлайн формат), Внешняя академическая мобильность может проводиться в гибридном формате, включающем как очные, так и дистанционные (онлайн) формы обучения и участия в учебных мероприятиях. В случае гибридного формата.
Реализация внешней академической мобильности осуществляется в следующем порядке:
1) информирование о начале отбора кандидатов на участие во внешней академической мобильности на сайте университета, доске объявлений и иных средствах распространения информации;
2) самостоятельная регистрация тех кандидатов КАТИУ им. С.Сейфуллина на участие во внешней академической мобильности, которые соответствуют требованиям, обозначенных во всех подпунктах п. 7;
3) компьютерное тестирование кандидатов для определения уровня владения английским языком, за исключением кандидатов, имеющих сертификаты международного образца в соответствии с п.п.7.3, 7.5 ПОВАМО, и тестирование кандидатов, желающих поступить в вузы ближнего зарубежья для прохождения внешней академической мобильности, проводимое заведующими кафедр.
4) диагностический тест с целью выявления индивидуально –личностных особенностей: информации о стрессоустойчивости, адаптивности, конфликтности и толерантности обучающегося с целью выявления возможных рисков при его обучении и проживании за рубежом;
5) принятие Комиссией КАТИУ им. С.Сейфуллина решения о направлении обучающихся на внешнюю академическую мобильность, которое оформляется протоколом, утвержденное председателем и секретарем комиссии;
6) направление обучающихся на внешнюю академическую мобильность в зарубежные вузы-партнеры;
7) отчет участников внешней академической мобильности;
8) сдача обучающимися разницы дисциплин, возникшей в результате участия во внешней академической мобильности.
Информация о начале отбора кандидатов для участия во внешней академической мобильности направляется ДМСиАМ деканам факультетов и заведующим кафедрами по электронной почте, а также посредством направления служебной записки на бумажном носителе или через систему электронного документооборота.
В информации указываются:
1) условия участия во внешней академической мобильности;
2) сроки и место проведения мероприятий в рамках отбора кандидатов на участие во внешней академической мобильности, в том числе: − консультации по условиям участия во внешней академической мобильности; − тестирование на определение уровня владения английским языком для дальнего зарубежья; − заседание Комиссии; − оглашение результатов отбора;
3) сроки и форма заявления обучающегося о намерении принять участие во внешней академической мобильности;
4) перечень необходимых документов, сроки и форма их предоставления;
5) контактная информация ответственного исполнителя ДМСиАМ для регистрации кандидатов на участие во внешней академической мобильности;
6) ссылка на размещение ПОВАМО на web-сайте КАТИУ им. С.Сейфуллина; Информация о начале отбора кандидатов для участия во внешней академической мобильности также размещается на web-сайте КАТИУ им. С.Сейфуллина;
Заведующие кафедрами и/или ответственные лица за международное сотрудничество по факультету обеспечивают информирование обучающихся о начале отбора кандидатов на участие во внешней академической мобильности в срок не более трех рабочих дней с даты получения от ДМСиАМ информации о начале отбора кандидатов. Информирование производится посредством размещения объявления на доске объявлений кафедры, через кураторов, преподавателей, другими доступными способами.
Для желающих поступить в вузы дальнего зарубежья для участия во внешней академической мобильности:
Кандидаты заявляют о намерении принять участие исполнителю ДМСиАМ в срок, установленный в информации о начале отбора кандидатов, но не ранее чем через десять и не позднее, чем через двадцать рабочих дней с даты получения кафедрами указанной информации.
Кандидаты, желающие поступить в вузы ближнего зарубежья для участия во внешней академической мобильности, заявляют о намерении принять участие заведующим кафедр в срок, установленный в информации о начале отбора кандидатов. Заявление обучающегося о намерении принять участие во внешней академической мобильности (application letter) оформляется согласно Приложению А и направляется ответственному исполнителю ДМСиАМ согласно способу, указанному в информации о начале отбора кандидатов.
Ответственный сотрудник ДМСиАМ обеспечивает регистрацию заявлений обучающихся о намерении принять участие во внешней академической мобильности (application letter) и формирует список кандидатов для участия в тестировании на определение уровня владения английским языком. В случае наличия у кандидатов действующих (не просроченных) сертификатов международного образца в соответствии с п.п. 7.3, 7.5 ПОВАМО, такие кандидаты автоматически проходят на второй тур отбора.
ДМСиАМ, совместно с кафедрой иностранных языков и департаментом информационных технологий организуют проведение компьютерного тестирования на определение уровня владения английским языком в специально оборудованных компьютерных аудиториях.
Компьютерное тестирование кандидатов на определение уровня владения английским языком производится с использованием специализированных компьютерных программ. Вопросы для тестирования сформированы на основе не менее трех-пяти оригинальных зарубежных источников, по сложности соответствует уровню «Advanced», с формированием базы заданий из 700 вопросов, которые обновляются ежегодно. При проведении компьютерного тестирования для каждого кандидата из базы заданий методом случайной выборки подбираются 30 вопросов. Период подготовки ответа на каждый вопрос не должен превышать девяносто секунд (1,5 минуты), в общей сложности – не более 45 минут на все вопросы. Кандидаты, набравшие по результатам тестирования не менее 70 баллов (% правильных ответов), допускаются к собеседованию с Комиссией КАТИУ им. С.Сейфуллина.
Не позднее пяти рабочих дней с даты опубликования итогов тестирования на определение уровня владения английским языком, кандидаты, допущенные к собеседованию с Комиссией КАТИУ им. С.Сейфуллина, проходят диагностический тест с целью выявления индивидуально – личностных особенностей. Диагностический тест разрабатывается специалистами службы психологической поддержки обучающихся КАТИУ им. С.Сейфуллина с целью выявления возможных рисков, связанных с индивидуальными особенностями обучающегося, в период его нахождения за рубежом в рамках академической мобильности. Тест разрабатывается на основе стандартных, общепринятых методик соответствующего назначения. Результаты диагностического теста доводятся до членов Комиссии КАТИУ им. С.Сейфуллина конфиденциально, до проведения собеседования, и используются ими при принятии решения о направлении кандидата на внешнюю академическую мобильность. Период между проведением диагностического тестирования с целью выявления индивидуально – личностных особенностей и проведением заседания Комиссии КАТИУ им. С.Сейфуллина не должен составлять менее десяти рабочих дней.
Раздел 5. Научно-исследовательская работа обучающегося
Университет создает условия для формирования у обучающихся исследовательской культуры и исследовательских навыков.
Университет обеспечивает доступность научной инфраструктуры для обучающихся в учебных целях. (Приложение 18. Положение о научно-исследовательской работе студентов Казахского агротехнического исследовательский университета имени С. Сейфуллина)
Университет использует различные форматы для формирования у обучающихся исследовательских навыков и развития исследовательской культуры:
- работа в учебных и научных лабораториях;
- участие в научных конференциях и опубликование статей;
- участие в конкурсе научно – исследовательских работ, стартапов и других конкурсов;
- изучение специальных дисциплин, посвященных методологии научного исследования;
- написание под руководством преподавателя выпускной работы: дипломной работы (проекта) в бакалавриате, диссертации- в магистратуре и докторантуре;
- выполнение практических заданий исследовательского характера;
- прохождение в магистратуреи докторантуре исследовательской практики/стажировки в соответствии с внутренними нормативными документами (Приложение 19. Положение об организации научной стажировки магистранта. ПОНСМ ВНД 02.2033 – 2020)
Университет обеспечивает организационную и методическую поддержку обучающихся для подотовки выпуской работы (проекта):
- закрепление за обучающимися научного руководителя/консультанта (бакалавриате научный руководитель, в магистратуре – научный руководитель и при наличии междисциплинарноц темы научный консультант по смежной отрасли наук; в докторантуре – научный консультант от университета и зарубежного вуза);
- предложение актуальной исследовательской темы;
- содействие в опубликовании промежуточных результатов в научных журналах университета, материалах конференций, проводимых университетом;
- обеспечение методическими рекомендациями по подготовке выпускных работ (проектов);
- обсуждение проекта выпускной работы на выпускающей кафедре;
- проверка выпускной работы (проекта) на уникальность текста в системе антиплагиат.
Подготовка и оформление дипломных работ (проектов), магистерских диссертаций осуществляется в соответствии с внутренними нормативными документами (Приложение 20. Методическая инструкция Общие требования к организации, проведению и оформлению дипломной работы (проекта). МИ ВНД 02.2012-2021, Приложение 21. Методическая инструкция Порядок оформления и написания магистерской диссертации МИ ВНД 02.2018-2021, Приложение 22. Методическая инструкция Порядок оформления и написания докторской диссертации. МИ ВНД 110.26-2023)
При подготовке и оформлении докторских диссертаций необходимо руководствоваться приказом министра МОН РК №126, от 31 марта 2011 года «Об утверждении Типового положения о диссертационном совете», Приказом министра образования и науки РК №127, от 31 марта 2011 года «об утверждении Правил присуждения степеней».
Руководство выпускными работами обучающихся осуществляют лица, сооттветствующие требованиям Государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования, Квалификационным требованиям к образовательной деятельности вузов.
Научный руководитель/ научный консультант предлагает обучающемуся актуальную тему исследования, обучает планированию и проведению исследования, содействует развитию у обучающихся исследовательской культуры, оказывает академическую помощь в апробации результатов в виде научных статей, докладов, а также обеспечивает соблюдение принципов академической честности, своевременное выполнение выпускной работы и представление ее к защите.
Темы выпускных работ и научные руководители/научные консультанты утверждаются:
- в бакалавриате - приказом председателя Правления-Ректора университета на основании решения Совета факультета;
- в магистратуре и докторантуре – приказом председателя Правления-Ректора университета на основании решения Ученого совета университета.
Научно-исследовательская работа магистранта/докторанта осуществляется в соответствии с индивидуальным планом на весь период обучения. ИПРД в обязательном порядке должен содержать мероприятия, указанные во внутренних нормативных документах. Аттестация НИРМ/НИРД по семестрам осуществляется в соответствии с критериями оценивания по видам работы, разработанными научным руководителем магистранта/докторанта. (Приложение 23. Положение о научно-исследовательской работе докторантов PhD. ПНИРД ВНД 02.2037 – 2020).
Индивидуальный план работы магистранта/ докторанта утверждается членом Правления проректором по научной и инновационной деятельности - в течение двух месяцев с начала академического периода, докторанта в течение первых трех месяцев.
Степень выполнения индивидуального плана работы магистранта/докторанта определяет результативность его обучения, которая оценивается в соответствии с критериями, разработанными научным руководителем магистранта/докторанта.
Раздел 6. Дополнительное образование
Университет создает условия для реализации программ дополнительного образования, ориентированногона внутреннего и внешнего потребителя.
Координатором дополнительного образования является Центр непрерывного и дополнительного образования.
Программы дополнительного образования реализуются в рамках массовых открытых онлайн курсов, курсов повышения квалификаций, курсов педагогической переподготовки.
Раздел 7. Перевод, восстановление, отчисление, академический отпуск
7.1 Перевод и восстановление
7.1.1 Перевод обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования с курса на курс, из одной организации образования в другую, с одной формы обучения на другую, с одного языкового отделения на другое, с одной образовательной программы на другую, с одной учебной группы в другую.
7.1.2 Перевод с курса на курс осуществляется после завершения летней экзаменационной сессии на основании достижения обучающегося среднего балла успеваемости (GPA) не ниже установленного переводного балла за последний курс обучения.
7.1.3 перевод обучающихся с платной основы на обучение по государственному образовательному заказу осуществляется путем присуждения образовательных грантов, высвободившихся в процессе обучения, в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 5) статьи 4 Закона РК «Об образовании» и Правилами присуждения образовательных грантов для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр».
7.1.4 Перевод и восстановление обучающихся с одной образовательной программы на другую, из одного вуза в другой осуществляется в период летних и зимних каникул.
7.1.5 При переводе или восстановлении обучающихся определяется академическая разница в дисциплинах рабочих учебных планов, изученных ими за предыдущие академические периоды. Освоение дисциплин академической разницы производится на платной основе в соответствии с утвержденной стоимостью 1 кредита.
7.1.6 Перезачет освоенных кредитов осуществляется на основе Правил органихзацииу чебного процесса по кредитной технологии обучения, а также с учетом требований Положения о признании результатов формального и неформального обучения КАТИУ им. С. Сейфуллина. (Приложение 24. Положение о признании результатов формального и неформального обучения КАТИУ им. С. Сейфуллина. ППРФиНО ВНД 2024).
7.1.7 На кафедре на период текущего учебного года создается Комиссия для признания результатов обучения/перезачета дисциплин, изученных ранее. Состав комиссии утверждается распоряжением Декана факультета.
7.1.8 Перевод и восстановление обучающихся из других вузов осуществляется с учетом полного освоения кредитов (без оценки неудовлетворительно)
7.1.9 Обьем кредитов академической разницы в дисциплинах рабочих учебных планов при переводе или восстановлении обучающихся не должен превышать 24 кредитов.
7.1.10 Для ликвидации академической разницы в дисциплинах рабочего учебного плана обучающийся записывается на эти дисциплины, посещает в течение академического периода все виды учебных занятий, сдает все виды текущего контроля, получает доступ к итоговому контролю.
7.1.11 Академическая разница в дисциплинах рабочего учебного плана, неликвидированная в установленные сроки, в дальнейшем учитвается как академическая задолженность.
7.1.12 Обучающиеся, призванные для прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан в период обучения, восстанавливаются на соответствующий курс обучения. При этом, заместитель декана по академическим вопросам определяет перечень пререквизитов, необходимых для сдачи в текущем учебном году.
7.1.13 Перевод/восстановление обучающихся из зарубежных вузов осуществляется в ОП ОВПО, в которых размещен государственный образовательный заказ по соответствующему уровню образования, области образования и году приема и (или) имеющих международную специализированную аккредитацию зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов зарубежных стран.
7.1.14 При несовпадении профиля образовательной программы магистратуры с программой бакалавриата или докторантуры с программой магистратуры выпускающей кафедрой устанавливаются пререквизиты для зачисленнх на программы послевузовского образования. Перечень пререквизитов формируется из числа базовых и профилирующих дисциплин обязательного и вузовского компонентов, предусмотренных образовательной программой предыдущего уровня трех последних лет приема. Перечень пререквизитных дисциплин утверждается Ученым советом университета.
7.1.15 Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, выполнившему НИРД (ЭИРД), но не защитившему докторскую диссертацию, результаты обучения и академические кредиты присваиваются и предоставляется возможность защитить диссертацию в течение двух лет после выпуска на бесплатной основе, а в последующие годы на платной основе в объеме не менее 4 академических кредитов. При этом по истечению 3 лет после выпуска докторант защищается только после повторного утверждения научного обоснования диссертационного исследования (research proposal (ресорч пропозал)) на платной основе. (Приложение 25. Положение о докторантуре PhD КАТИУ имени С. Сейфуллина. ПОД ВНД 02.2036 – 2023).
7.2 Отчисление
Обучающийся отчисляется из университета в следующих случаях: по собственному желанию;
- за академическую неуспеваемость;
- за нарушение принципов академической честности;
- за нарушение Правил внутреннего распорядка и Устава ОВПО (в том числе за нарушение учебной дисциплины и невыход после окончания срока академического отпуска);
- за нарушение условий договора об оказании образовательных услуг, в том числе за неоплату стоимости обучения;
- как условно-зачисленный, не сдавший единое национальное тестирование (далее-ЕНТ);
- в случае смерти обучающегося.
7.3 Предоставление академического отпуска
7.3.1 Академический отпуск предоставляется обучающимся на основании:
- заключения врачебно-консультативной комиссии (далее – ВКК) при амбулаторно-поликлинической организации продолжительностью сроком от 6 до 12 месяцев по болезни. Справка должна обязательно визироваться в студенческой поликлинике университета;
- справки о призыве на воинскую службу;
- свидетельства о рождении, усыновлении или удочерении ребенка до достижения им возраста трех лет;
7.3.2 Финансовые условия предоставления академического отпуска обучающимся на платной основе, определяется условием договора или дополнительного соглашения между КАТИУ имени С.Сейфуллина и обучающимся.
Обучающийся подает в ДСВ заявление на имя Члена Правления проректора по академическим вопросам, оформленного в соответствии с требованиями. К заявлению обучающийся прикладывает один из следующих документов: справку ВКК о состоянии здоровья/повестку в армию/свидетельство о рождении ребенка.
7.3.3 Заявление и подтверждающий документ, предусмотренные пунктом 6.6.4 в отсканированном виде, а также проект приказа на предоставление академического отпуска визируются через автоматизированный КАТИУ директором ДСВ, главным менеджером ДСВ, деканом факультета, бухгалтерией, финансовым директором, директором ДСВ и утверждаются Членом Правления-Проректором по академическим вопросам. После утверждения на 3 рабочий день ЦОО регистрирует приказ, как в автоматизированном документообороте ОВПО, так и в АИС «Platonus».
7.3.4 После выхода из академического отпуска обучающийся подает заявление на имя заместителя председателя Правления-Ректора - Проректора по академической деятельности, оформленного в соответствии с приложением Положения о переводе и представляет справку о состоянии здоровья из организации здравоохранения, наблюдавшей больного, с заключением о возможности продолжения обучения по данной ОП - при нахождении обучающегося в академическом отпуске в связи с болезнью/справку о демобилизации/свидетельство о рождении ребенка. Допускается прием заявления от обучающегося до начала и позднее в течение месяца указанного срока в приказе. Справка должна быть завизирована студенческой поликлиникой университета. Без визы студенческой поликлиники заявление не принимается.
7.3.5 ДСВ через автоматизированный документооборот ОВПО направляет заявление и документы декану для определения разницы/признания результатов обучения по дисциплинам в соответствии с ОП и РУП. Срок подсчета разницы – 3 рабочих дня.
7.3.6 После установления разницы по дисциплинам ДСВ сообщает заявителю информацию о разницах в дисциплинах и о сроках их сдачи. ДСВ готовит проект приказа о переводе обучающегося с указанием даты заявления обучающегося.
7.3.7 Заявление и проект приказа о выходе с академического отпуска обучающегося визируются через автоматизированный документооборот КАТИУ директором ДСВ, главным менеджером ДСВ, деканом факультета, бухгалтерией, финансовым директором, директором ДСВ и утверждаются Членом-Правления-проректором по академическим вопросам. После утверждения на 5 рабочий день ДСВ регистрирует приказ о выходе с академического отпуска обучающегося, как в автоматизированном документообороте ОВПО, так и в АИС «Platonus».
7.3.8 При возвращении с академического отпуска обучающийся продолжает свое обучение с курса (и академического периода), с которого он оформлял данный отпуск.
7.3.9 В случае, если дата выхода из академического отпуска или ухода в академический отпуск не совпадает с началом или окончанием академического периода, то обучающийся по индивидуальному графику выполняет все учебные задания и набирает баллы, необходимые для рейтинга допуска, либо записывается в летнем семестре на дисциплины, по которым образовалась разница.
7.3.10 В случае невыхода из академического отпуска (отсутствия заявления и потверждающих документов в сроки согласно приказа) обучающийся отчисляется из Университета за нарушение Правил внутреннего распорядка и Устава ОВПО. (Приложение 26. Положение о порядке отчисления, перевода, восстановления и предоставления академических отпусков обучающимся КАТИУ им. С. Сейфуллина. ППОПВПАОО ВНД 02.2040– 2022)
Раздел 8. Документы об образовании
8.1 Университет выдает документы об образовании собственного образца.
8.2 Порядок оформления документов об образовании осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации заказа, хранения, учета, заполнения и выдачи документов об образовании.
8.3 Основанием для выдачи документов собственного образца является решение аттестационной комиссии, свидетельствующее о прохождении обучающимися итоговой аттестации и подтверждающие усвоение ими в полном объеме обучения соответствующего уровня образования.
Основанием для выдачи диплома доктора философии (PhD), доктора по профилю лицам, защитившим диссертации в диссертационных советах, является приказ председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – Комитет МНиВО РК) по присуждению степени доктора философии (PhD), доктора по профилю.
8.4 Обучающемуся, отчисленному из университета, выдается транскрипт, подлинник документа о среднем образовании/ТиПО/ВО после оформления и сдачи обходного листа.
8.5 В транскрипт обязательно записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал обучающийся с указанием всех полученных оценок по итоговому контролю (экзамену), включая оценки FX и F, соответствующие эквиваленту "неудовлетворительно".
8.6 Транскрипт обучающегося в бумажном виде регистрируется в журнале регистрации, где проставляется номер и дата выдачи. Документ заверяется главным менеджером ДСВ и Членом-Правления-Проректором по академическим вопросам и скрепляется печатью. Выдача транскриптов в бумажном виде осуществляется ДСВ до 3-х рабочих дней (при применении ДОТ ЦОО отправляет обучающемуся транскрипт в отсканированном виде используя любые средства связи передачи информации: электронный адрес обучающегося; WhatsApp). Также обучающийся может получить электронный транскрипт с печатью QR кода через ЛКО в АИС «Platonus».
8.7. Оформление и выдачу документов об образовании бакалавров, магистров, докторантов осуществляет ДСВ. (Приложение 27. Положение о порядке организации заказа, хранения, учета, заполнения и выдачи документов об образовании. ППОЗХУЗВДОВНД 02.2066 - 2022)
8.8 Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию и подтвердившему освоение образовательной программы высшего и послевузовского образования, решением аттестационной комиссии присуждается степень «бакалавр», «специалист» или «магистр» и выдается на бесплатной основе диплом с приложением не позднее тридцати календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
8.9 Бланки дипломов высшего и послевузовского образования и приложений к ним заполняются на государственном, русском и английском языках.
8.10 Приложения к дипломам собственного образца на трех языках.
8.11 Приложения к дипломам собственного образца подписываются Ректором вуза. На отведенном для печати месте ставится печать учебного заведения.
8.12 Диплом об окончании высшего и послевузовского образования без приложения к диплому недействителен.
Раздел 9. Заключительные положения
9.1. Требования Академической политики, являются обязательными для ___________________ НАО «КАТИУ им. С.Сейфуллина».
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения по мере необходимости.
Раздел 10. Обозначения и сокращения
В настоящей Академической политике применяются следующие сокращения:
- КАТИУ им. С. Сейфуллина – Казахский агротехнический исследовательский университет им С. Сейфуллина;
- ГОСО – государственный общеобязательный стандарт образования;
- МНиВО РК – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан;
- ДАВ – департамент по академическим вопросам;
- ДСВ – департамент по студенческим вопросам;
- ДМСиАМ – департамент по международному сотрудничеству и академической мобильности;
- ППС – профессорско – преподавательский состав;
- КТ – комплексное тестирование;
- НЦТ – национальный центр тестирования;
- ОП – образовательная программа;
- МООК – массовые открытые онлайн курсы;
- ДОТ – дистанционные образовательные технологии;
- ИУП – индивидуальный учебный план;
- РК – рубежный контроль;
- ТК – текущий контроль;
- РД – рейтинг допуска;
- ЭУМКД – электронный учебно-методический комплекс дисциплины;
- НИРМ/Д – научно-исследовательская работа магистранта/докторанта;
- ОВПО – организации высшего и послевузовского образования
- ЛКО – личный кабинет обучающегося
- ПОВАМО - положение о внешней академической мобильности обучающихся