Главная / Отчет о проведении Национального Дня Осведомленности об Инвалидности в рамках реализации проекта ЕС Эразмус+ DECIDE: «Разработка услуг для лиц с ограниченными возможностями» от 3 декабря 2021
Отчет о проведении Национального Дня Осведомленности об Инвалидности в рамках реализации проекта ЕС Эразмус+ DECIDE: «Разработка услуг для лиц с ограниченными возможностями» от 3 декабря 2021

Организаторы:

P9: Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

P12: Академия госуправления при Президенте Республики Казахстан

Приветственное слово администрации вузов партнеров, ректора КАТУ им.Сейфуллина Абдырова А.М., а также вице-ректора АГУ ПРК Кошербаевой А.Б., директора Национального офиса программы Эразмус+ в Казахстане Тасбулатовой Ш.У., а также Проектного менеджера Национального Офиса Эразмус+ в Казахстане, Сапаргалиевой Б.О., лидера проекта DECIDE (Румыния) Анжелы Репанович ознаменовало начало мероприятий, посвященных Национальному Дню Осведомленности (НДО).

В своей речи администрация вузов партнеров и координаторы отметили мероприятия, уже проведенные в рамках проекта. Международный день осведомленности об инвалидности призван способствовать деятельности по повышению осведомленности о проблемах инвалидности и привлечению внимания к преимуществам открытого и доступного общества для всех. Интеграция людей с особыми потребностями будет служить интересам всего общества. Это позволит нам создать более гибкие системы, способные реагировать на сложные ситуации, с оказанием помощи в первую очередь самым нуждающимся группам населения.

В основе устойчивого и преобразующего прогресса в деле учета вопроса интеграции инклюзивного образования в рамках реализации данного международного проекта лежат согласованные и слаженные действия по распространению информации о проблемах и нуждах людей с ограниченными возможностями для создания более комфортной среды к их вовлечению к жизни общества.

В рамках проведения Национального Дня Осведомленности был организован семинар тренинг на тему: «Мы разные, Мы равные, Мы вместе», модераторами данного тренинга является волонтеры проекта: старшие преподаватели кафедры профессионального образования Бекбаева Ж.С., Кочкорбаева Э.Ш., докторант кафедры «Профессионального образования», ст.преподаватель КарУ Е.А. Букетова Ахметжанова Г.А.

Целью данного семинара выступили: содействовать продвижению принципов и идей инклюзивного образования в системе высшего профессионального образования, формирование инклюзивной образовательной среды для гармоничного развития каждого студента в вузе и создание условий для ее самоактуализации.

Спикерами тренинга были:

Сериков Т.Г. доктор PhD, ассоциированный профессор кафедры РЭТ, энергетического факультета учредитель общественного объединения инвалидов Камкор +, бронзовый призер параолимпийского первенства России по плаванию. Темой выступления является «Жизнь без границ».

Зейнуллина Ж.Р. магистр политических наук, старший преподаватель кафедры философии гуманитарного факультета, окончила докторантуру, готовиться к защите своего диссертационного исследования. Тема вступления «Жизнь с улыбкой»

Жұмажан Н. студентка гр.ПО-31, по образовательной программе "Профессиональное обучение" Карагандинского университета Е.А. Букетова.

Мы можем внести личный вклад в развитие инклюзивного образования, инклюзивного общества, где каждый умеет видеть уникальность другого человека как ключ к доброте этого мира. И этот ключ в наших руках. И это потому, что Мы разные, Мы равные, МЫ ВМЕСТЕ!

Отчет о проведенном мероприятии опубликован в социальных сетях:

https://www.facebook.com/groups/542892392559868/posts/1876267692555658/?__cft__[0]=AZWOrrC3En_zIu0dH05OqaD_OV13Jc0jXt_v7qIzkyyCmQc4CO3Xa7Tg1d1H9nU_KtK-Wea0lVJg560f5yjplxv2uMSbk8K5xAa8PPIDzr50Msppp5EvVV8cwR8axU1DhmwW-Qze-bZG0OHAmUJeamhpI6Z8R42b8OgNisk0z34BB6YNcDSR2qPPDKtIlciwUDU&__tn__=%2CO%2CP-R

 

Круглый стол: «Уменьшение неравенства с помощью технологий: Перспектива инклюзивного развития для инвалидов»

Модератор: Омарова Сафура Караулбековна, КАТУ им.С.Сейфуллина (Р9)

Тема круглого стола вызвала большой интерес среди участников, были затронуты проблемы инклюзивного образования, проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также интеграция и воспитание толерантного отношения среди населения, а именно среди молодого поколения, были даны предложения по применению технических средств для уравнивания условий для обучения людей с особыми потребностями.

Участниками были подготовлены доклады на тему интеграции технологий в инклюзивном образовании. Были обсуждены такие аспекты инклюзивного образования как принципы эффективного внедрения инклюзии на всех этапах образования, применение мобильных приложений для многоаспектного внедрения людей с особыми потребностями во все сферы жизнедеятельности общества.

  

Можно отметить работы следующих студентов, где прослеживается глубокий анализ исследуемой темы и высокая мотивация к ее дальнейшей разработке: Баймаканова Мираса, Шайкасым Ердаулета, Казбек Уалихана, Юнусовой Фаризы и Досщановой Толкынай.

Необходимо отметить важность проведения подобных мероприятий, так как с помощью них можно решать ряд важных задач воспитания молодого поколения:

- развитие, воспитание у молодежи уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями;

-привлечение внимания к углубленному изучению проблематики проекта;

- оказание содействия в повышении эффективности образовательной среды для лиц с особыми потребностями;

- развитие у обучающихся чувства причастности к инклюзивному образованию, а также чувства ответственности за создание комфортных условий для обучения всех участников образовательного процесса.

Также на мероприятиях, посвященных НДО была заслушана лекция Евы Рейд, доцента и доктор философии, Университет Константина Философа в Нитре, кафедра английского языка и культуры на тему: “Special educational needs learners: pupils with general intellectual giftedness”

Модератор: Мейрамова Салтанат Акимовна (Р9) – Директор ДМС КАТУ им. С. Сейфуллина

Резолюция:

-Необходимо популяризировать в обществе тему инклюзивного образования, обратив при этом внимание и на работу с одаренными детьми, раскрывая все возможности по интеграции инклюзии в воспитательный процесс в школах, колледжах, вузах.

4. Дискуссионная площадка

Секция 1. «Change management в инклюзии» Проф. Д-р Зигфрид Зерберг, ZeDiSplus | Центр исследований инвалидности

Секция 2. «Совершенствование законодательства Республики Казахстан с целью улучшения качества жизни лиц с инвалидностью»

Жарова Куралай Амангельдиевна, Координатор проектного офиса «Создание условий для экономической активности лиц с инвалидностью» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Модератор: Жаныл Бекмурзаева (P12), проектный менеджер, заведующая Сектором международного партнерства АГУ ПРК.

Модератор: Айдана Алдиярова (Р12), Главный научный сотрудник Центра прикладных исследований и международного партнерства АГУ ПРК.

  

Последняя часть презентации (потенциал социальных сетей для включения и расширения возможностей людей с ограниченными возможностями) была посвящена феномену того, что в Европе и США все больше и больше людей с ограниченными возможностями успешно представляют себя в социальных сетях. При этом они часто берут на себя функцию так называемых влиятельных лиц. Другими словами, их появление меняет восприятие инвалидности в обществе и в то же время открывает большой потенциал профессиональной независимости. Был дан небольшой обзор контекста движения за права людей с ограниченными возможностями и того, как оно может изменить движение, если лидерство будет больше ориентировано на индивидуальную точку зрения.

С помощью нескольких коротких побуждающих к размышлениям импульсов и примеров было обсуждено несколько вопросов о том, какую роль это может сыграть для Центральной Азии.

 

Г-жа Куралай Жарова упомянула законодательные нормы Казахстана, в которые были внесены поправки для поддержки людей с ограниченными возможностями социально и экономически. Она объяснила текущее состояние законодательства и новые меры и их ожидания. Кроме того, 32 изменения и дополнения внесены в Закон РК о поддержке социального предпринимательства. Ключевые аспекты ее презентации:

- Введено пособие для граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы, вне зависимости от причины.

- Учитывая степень нарушения здоровья и инвалидность ребенка, законом предусмотрено разделение детей от 7 до 16 лет по группам инвалидности.

- Предоставление права на одновременное получение пособия по инвалидности и пособия по случаю потери кормильца.

- Оказание за счет государства технических средств и реабилитационных услуг лицам, получившим инвалидность в результате производственной травмы, при невыполнении работодателем взятых на себя обязательств.

- Сохранение права семей, воспитывающих детей-инвалидов, стоять в очереди на получение жилья по достижении совершеннолетия.

По итогам проведения дискуссии можно заключить следующее:

1. Популяризация идей инклюзивного общества, положительных примеров образования и профессиональная самореализация инвалидов при активном участии СМИ

2. Способствовать продвижению идей инклюзивного общества, принятие принципы и приоритеты включения в общество путем поддержки реализации социально-ориентированные проекты совместно с социальными предпринимателями, негосударственными организации.

3. Активно привлекать инвалидов и представителей общественных объединений инвалидам в экспертной работе при разработке законопроектов в сфере инклюзии.

4. Вести активную информационную работу на всех уровнях о принимаемых мерах по развитию инклюзивного общества.

5. Проводить кампании по информированию общественности, способствующие формированию положительного имиджа людей с инвалидности и принять все меры, необходимые для устранения условий, препятствующих или ограничивающих эффективное участие инвалидов в жизни общества.

5. Абдрешева Мадина Каббасовна, старший преподаватель иностранных  языков академии Болашак , Магистр педагогических наук

Путь к инклюзии»

Мадина Каббасовна, будучи сама человеком с нарушением зрения, поделилась своим опытом вовлечения людей с особыми потребностями в образовательный процесс, при этом, ее работа в стенах Академии «Болашак», г.Караганда, а также опыт обучения в магистратуре и написание диссертационного исследования по данной тематике позволяют ей применять на практике разработанную методику обучения иностранному языку, навыкам чтения, в частности, студентов с нарушением зрения. В перспективе у Мадины Каббасовны дальнейшее изучение темы инклюзивного образования и совершенствование системы приобщения людей с особыми потребностями к процессу образования.

В качестве вывода по данному выступлению можно заключить следующее: необходимо развивать позитивный опыт внедрения методики обучения чтению на иностранном языке для учащихся с особыми образовательными потребностями.

6. Выступление Нурбека Енсебаева руководителя проекта Sezual - Стартап-компания Healthtech, разрабатывающая технологии для инклюзии, позволяющие слабовидящим людям свободно ориентироваться в пространстве.

 

Изобретатели данных технологий дали краткий обзор и характеристики каждого из созданных устройств, которые позволили бы социализировать людей с ограниченными возможностями и приобщить к полноценной жизни общества.

SEZUAL - это вспомогательное устройство, которое помогает слепым и слабовидящим людям «видеть». Небольшое устройство, подвешенное на шее, издает звуки, определяющие характеристики объекта на расстоянии 15 метров. Он активирует естественный компас, позволяющий человеку самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве.

Устройство является полезным подспорьем для слабовидящих. SEZUAL использует ту же технику, что и летучие мыши или дельфины - эхолокацию. Звуковые сигналы отражаются от поверхности объекта и передают сигнал о его размере, форме, материале и расстоянии до него. Звук устройства активирует зрительную часть мозга и создает трехмерное изображение пространства.

SEZUAL - это инновационное изобретение, которое играет важную роль в разрушении барьеров. Пользователи могут научиться чувствовать окружающую среду и ориентироваться среди движущихся объектов за 2 месяца. На рынке подобных устройств существуют аналоги такие как, Argus II и Seeing AI от Microsoft. SEZUAL предлагает меньшую и более дешевую альтернативу видеть даже тотально слепым людям.

Развитие подобных стартапов способствовало бы продвижению идеи инклюзивного образования.

По итогам проведенных мероприятий к НДО от 3.12.2021 всего приняло участие более 120 человек.

По завершению мероприятий в День Осведомленности, организованные вузами партнерами Р9 КАТУ им.С.Сейфуллина, Р12 АГУ ПРК была принята следующая резолюция:

1. Привлечение общественных организаций для проведения семинаров, вебинаров и тренингов с участием педагогического сообщества по социально - психологическому сопровождению обучающихся инвалидов и студентов с особыми потребностями в образовательном процессе.

2. Содействие продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе.

3. Проведение мероприятий в поддержку инклюзивного образования в родительских сообществах, СМИ.

4. Развитие у обучающихся чувства причастности к инклюзивному образованию, а также чувства ответственности за создание комфортных условий для обучения всех участников образовательного процесса.

5. Популяризация темы инклюзивного образования в обществе, школах, колледжах и вузах.

6. Развитие возможностей для разностороннего формирования личности, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности, уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.

7. Всестороннее привлечение неправительственных организаций (НПО) для проведения вебинаров и тренингов для создания условий и адекватного сопровождения процесса инклюзивного образования.