8-9 октября 2020 года впервые в Республике Казахстан был организован и проведен Национальный день информирования об инвалидности (далее – НАД) по актуальным вопросам инклюзии в соответствии с реализацией международного проекта ЕС ERASMUS+ 598661» DECIDE» (Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями) на базе Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина в г. Нур-Султан (далее – КАТУ) совместно с рабочими группами вузов-партнеров: Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан ), Костанайский областной университет им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан), Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан (г. Нур-Султан, Казахстан).
Межпартнерское сотрудничество велось через Skype, Facebook и электронную почту. Анонс обновлений и релизов мероприятия был размещен на интернет-страницах вузов-партнеров:
https://kazatu.edu.kz/en/news/ONLINE-CONFERENCE-ANNOUNCEMENT-9258.html
http://ksu.edu.kz/newslist/segodnya-nacional-nyj-den-osvedomlennosti/
НДО активно поддерживали в социальных сетях и интернет-порталах. Мероприятие создано на Facebook:
https://www.facebook.com/114288270125256/posts/203050244582391/?extid=0&d=n
https://www.facebook.com/1618930408188867/posts/3420859217995968/?vh=e&extid=0&d=n
https://www.instagram.com/tv/CGEabJFpLS6/?igshid=p1xgkzmvlcys
https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=1k5umtk50qoxw
https://www.instagram.com/p/CFzo1MepvFY/?igshid=1qegowldwrz9p
https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=k3jrufdh6j45
В связи с пандемией коронавируса COVID-19 НДО проходило онлайн и представило очень насыщенную программу по инклюзивному образованию в первый день НДО - 8 октября 2020 года:
- на базе КАТУ им. С. Сейфуллина
1. Виртуальная информационная выставка: «Мы разные, Мы равны, Мы вместе».
Модератор – член рабочей группы: Оразымбетова Жулдыз – заведующая отделом научно-информационных ресурсов Научной библиотеки КАТУ.
Виртуальная выставка размещена на сайте научной библиотеки, Facebook, Instagram, YouTube и странице библиотеки в социальных сетях.
https://www.instagram.com/tv/CGEabJFpLS6/?igshid=p1xgkzmvlcys
2. Конкурс плакатов: «Мы разные, но мы равные».
Модератор – член рабочей группы: Ахметова Марал – директор Научной библиотеки КАТУ
Плакаты были опубликованы на странице Библиотеки в социальной сети Instagram. https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=k3jrufdh6j45
3. Онлайн-тренинг «Особенности психолого-педагогической деятельности педагога в условиях инклюзивного образования».
Модератор – член рабочей группы: Сарбасова Карлыгаш – декан факультета компьютерных систем и профессионального образования КАТУ.
Ведущим спикером онлайн-тренинга выступила Кочкорбаева Эльмира, докторант 3 курса по специальности «Профессиональное обучение». В качестве приглашенного спикера выступил Арман Асанбаев, сотрудник Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета, доктор PhD, координатор международных проектов по инклюзивному образованию.
Во время онлайн-тренинга участники выполняли разнообразные упражнения, техники для повышения самооценки, о важности жизни, о нашем предназначении в этой жизни и о том, какой вклад он вносит в наше многообразное общество, где много разных людей с разными способностями. , как физические, так и интеллектуальные.
На онлайн-встрече обсуждались такие вопросы, как ценности инклюзии, современное инклюзивное образование и пути его реализации, а также какие возможности дает инклюзивное образование для развития людей. Следует отметить, что многие участники активно высказали свои позиции при обсуждении данных вопросов, и выдвинули ряд предложений по дальнейшему развитию инклюзивного образования в Казахстане с учетом опыта мирового сообщества.
Следует отметить выступление студентки программы PhD Зейнулиной Жанны. Жанна поделилась своим опытом, как она прошла сложный путь саморазвития с серьезным диагнозом, как ей удалось побороть болезнь и добиться жизненных целей, чтобы закончить докторантуру, учить студентов и вообще быть интересной девушкой.
Резюмируя вышеизложенное, резолюция:
- привлекать общественные организации для проведения семинаров, вебинаров и тренингов для педагогического сообщества по социально-психологической поддержке обучающихся с ОВЗ и обучающихся с особыми потребностями в образовательном процессе;
- продвигать идеи инклюзивного образования и принятие принципов и приоритетов инклюзивности в обществе;
- провести общественную кампанию в поддержку инклюзивного образования в родительских сообществах и СМИ.
https://www.facebook.com/114288270125256/posts/203050244582391/?extid=0&d=n
4. Конкурс эссе «Инвалидность, инклюзия и разнообразие».
Модератор – член рабочей группы: Омарова Сафура – ассистент кафедры иностранных языков КАТУ.
В период с 21.09.2020 по 5.10.2020, в рамках Национального дня информирования об инвалидности международного проекта DECIDE: «Развитие сервисов для людей с инвалидностью», партнеры проекта, центр международного сотрудничества и развития полиязычного образования , совместно с кафедрой иностранных языков Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина объявили конкурс сочинений на тему: «Инвалидность, инклюзия и многообразие».
Целевыми группами мероприятия стали студенты, аспиранты и докторанты, профессорско-преподавательский состав вузов и библиотекари, а также все заинтересованные лица.
Место проведения: Страница библиотеки и КАТУ в социальных сетях: Facebook, Instagram, YouTube, Zoom Конференция, собравшая более 150 человек.
Цели и задачи конкурса сочинений:
- развитие и воспитание молодежи с уважением к людям с ограниченными возможностями;
- привлечение внимания к углубленной проработке вопросов проекта;
- стимулирование решения вопросов инклюзивного образования;
- выявление и поддержка талантов молодежи в рамках инклюзивного образования.
Участники конкурса
Конкурс эссе «Инвалидность, инклюзия и многообразие» проведен среди студентов и магистрантов всех специальностей Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина, на который было представлено 36 работ, 33 работы получили положительную оценку жюри, 3 были отклонены в связи с несоблюдением требований конкурса.
Тема конкурса нашла большой отклик среди участников, были затронуты проблемы инклюзивного образования, проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями, а также интеграции и воспитания толерантного отношения у населения, а именно у подрастающего поколения .
В качестве резолюции необходимо отметить важность проведения таких конкурсов, так как с помощью таких конкурсов можно решить ряд важных задач воспитания подрастающего поколения:
- развитие, воспитание молодежи с уважением к людям с ограниченными возможностями;
-привлечение внимания к изучению вопросов проекта
https://www.instagram.com/p/CFzo1MepvFY/?igshid=1qegowldwrz9p
- on the basis of A. Baitursynov KRU:
- Online discussion platform: "Ethics of communication with people with disabilities."
Модераторы - члены рабочей группы: Саркисян Лилия, профессор КРУ им. А. Байтурсынова и Пархоменко Ирина - доцент КРУ им. А. Байтурсынова.
Целевой аудиторией мероприятия стали волонтеры: члены волонтерско-благотворительного клуба «Аялы Жастар»; студенты и заинтересованные стороны, которые добровольно участвуют в сфере инклюзивности.
Место проведения: Zoom-конференция (86 человек).
Цель и разрешение вышеуказанных мероприятий:
• распространение информации НДО в средствах массовой информации для привлечения внимания студентов, абитуриентов, ППС вузов к проблематике международного проекта, связанного с актуальными вопросами социальной адаптации инвалидов и их интеграции в общество;
• популяризация темы инклюзивного образования и раскрытие всех возможностей его интеграции в век высоких технологий, когда развитие образного мышления подрастающего поколения способствует распространению и выработке решений проблем международной про- проект;
• популяризация и продвижение принципов организации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях Республики Казахстан, связанных с ценностью и важностью инклюзии, современными способами ее реализации, какие возможности дает инклюзивное образование для развитие людей;
• привлечение общественных организаций для проведения семинаров, вебинаров и тренингов для педагогического сообщества по социально-психологическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с особыми потребностями в образовательном процессе;
• продвижение идей инклюзивного образования, принятие принципов и приоритетов инклюзии в обществе.
По завершению всех мероприятий все победители конкурсов и выставок были награждены дипломами 1, 2, 3 степени и ценными подарками. Спикеры и участники обучающего семинара и конференции получили сертификаты.
Во второй день НДО- 9 октября 2020 года на базе КАТУ им. С. Сейфуллина прошла первая международная научно-практическая конференция «Развитие инклюзии в Казахстане: теория и практика». Конференция была организована совместно рабочими группами вузов-партнеров из КАТУ им. С. Сейфуллина (г. Нур-Султан, Казахстан), КазНУ им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан), КРУ им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан) и АПА при Президенте Республики Казахстан (г. Нур-Султан, Казахстан).
Модератор конференции входит в состав рабочей группы: Мейрамова Салтанат – директор Центра развития международного сотрудничества и полиязычного образования, координатор проекта КАТУ (P9) и страновой координатор проекта DECIDE.
Модератор пленарного заседания конференции – член рабочей группы: Саркисян Лилия, профессор КРУ им. А.Байтурсынова (Р11).
Модератор панельной сессии конференции – член рабочей группы: Бекмурзаева Жаныл (P12).
Модератор круглого стола конференции – член рабочей группы: Усатаева Гайнель (P10).
Целью конференции было повышение осведомленности о многообразии путем создания социально благоприятных условий для людей с инвалидностью, создания коммуникативной и дискуссионной площадки.
В конференции приняли участие 116 участников, 30 докладчиков, в том числе представители Министерства труда и социальной защиты населения РК, Министерства здравоохранения РК, Министерства сельского хозяйства РК, ЕАСЕА - Агентство Erasmus+ (Брюссель), директор Национального офиса программы Erasmus+ в Казахстане, руководитель проекта DECIDE (Румыния), ректоры вузов-исполнителей проекта DECIDE, государственные служащие, представители бизнес-структур, кандидаты наук, магистры и бакалавров вузов РК, 10 представителей НПО (неправительственных организаций) и сообществ людей с ограниченными возможностями из 3-х зарубежных стран, а также 10 зарубежных партнеров проекта DECIDE из 7 стран мира.
Участники конференции отметили социальную значимость мероприятий, проводимых в рамках проекта DECIDE по созданию инклюзивного общества и развитию инклюзивного образования на всех его уровнях, высокую заинтересованность исполнителей проекта в развитии инклюзивного образования в вузах и формирование инклюзивной культуры среди государственных служащих и представителей НПО, а также недискриминационного отношения к людям с инвалидностью в обществе.
Участники конференции поддержали инициативу о проведении 9 октября ежегодного Общенационального дня информирования по актуальным вопросам инклюзии и инициативу о включении в планы воспитательной работы организаций образования не реже 2 раз в год тематических занятий и кураторских часов на тему «Мы разные - Мы равны - Мы вместе" и различные мероприятия, направленные на формирование инклюзивной культуры с широким освещением в СМИ и социальных сетях
Заслушав и обсудив доклады и выступления спикеров и участников, представленных на пленарном заседании, панельной сессии и круглом столе международной научно-практической онлайн-конференции «Развитие инклюзии в Казахстане: теория и практика» и проанализировав экспертные мнения людей с инвалидов Принята Резолюция международной конференции, в которую вошли следующие предложения:
1. отразить развитие инклюзивного образования в политике подведомственных учреждений в качестве приоритета
2. включить инклюзивную компетентность в квалификационные требования педагогов
3. поддерживать межведомственное и межведомственное сотрудничество органов образования, здравоохранения и социальной защиты, неправительственных организаций и бизнес-структур.
4. разработать критерии оценки эффективности руководителей образовательных организаций в развитии инклюзивного образования и создании универсального дизайна
5. предусмотреть проведение в 2021 году республиканской научно-практической конференции по проблеме программно-методического обеспечения инклюзивного образования всех форм обучения (очной, дистанционной, смешанной)
6. внедрить по возможности дисциплину «Педагогика и психология инклюзивного образования» в учебные планы всех педагогических специальностей.
7. Организовать повышение квалификации учителей, административного персонала и других работников по проблеме инклюзивного образования.
8. предложить разработать эффективную систему профориентации, профессионального обучения и переподготовки инвалидов с целью их трудоустройства
9. предложить разработать эффективную систему профориентации, профессионального обучения и переподготовки инвалидов с целью их трудоустройства
10. Активизировать участие НПО (неправительственных организаций) в проведении Дня национальной осведомленности
11. Предлагаю рассмотреть вопрос о сопровождении сурдоперевода программ вещания в большом формате
12. предложить обеспечить преемственность инклюзивного образования на всех уровнях, от яслей-детских садов до вузов.
13. расширить диалоговую площадку, где будут обсуждаться все тренды инклюзивного образования, что послужит повышению осведомленности
14. использовать специальные технологии в образовательном процессе, при разработке содержания образования для людей с ограниченными возможностями здоровья
15. рассмотреть вопрос о подготовке педагогов-кондукторов, эрготерапевтов, реабилитологов и инструкторов ЛФК.
16. рассмотреть вопрос о включении людей с инвалидностью в качестве экспертов в мероприятия всех уровней по теме инклюзии
Продвижение проводилось через кампанию в социальных сетях: Facebook, Twitter (межпартнерское освещение через Facebook, Twitter). Партнеры разработали флаеры, наклейки, плакаты, брошюры, футболки, ручки и т. д. с логотипом проекта.