Главная / Отчет о Национальном дне осведомленности Казахстана (8-9 октября 2020 г.)
Отчет о Национальном дне осведомленности Казахстана (8-9 октября 2020 г.)

8-9 октября 2020 года впервые в Республике Казахстан был организован и проведен Национальный день информирования об инвалидности (далее – НАД) по актуальным вопросам инклюзии в соответствии с реализацией международного проекта ЕС ERASMUS+ 598661» DECIDE» (Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями) на базе Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина в г. Нур-Султан (далее – КАТУ) совместно с рабочими группами вузов-партнеров: Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан ), Костанайский областной университет им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан), Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан (г. Нур-Султан, Казахстан).

Межпартнерское сотрудничество велось через Skype, Facebook и электронную почту. Анонс обновлений и релизов мероприятия был размещен на интернет-страницах вузов-партнеров:

https://kazatu.edu.kz/en/news/ONLINE-CONFERENCE-ANNOUNCEMENT-9258.html

https://kazatu.edu.kz/en/news/Development-of-inclusion-in-Kazakhstan-theory-and-practice-held-within-the-EU-ERASMUS-project-598661-DECIDE-Developing-services-for-individuals-with-disabilities-on-the-basis-of-S-Seifullin-Kazakh-Agrotechnical-University-KATU-P9-9318.html

http://ksu.edu.kz/newslist/segodnya-nacional-nyj-den-osvedomlennosti/

НДО активно поддерживали в социальных сетях и интернет-порталах. Мероприятие создано на Facebook:

https://www.facebook.com/114288270125256/posts/203050244582391/?extid=0&d=n

https://www.facebook.com/1618930408188867/posts/3420859217995968/?vh=e&extid=0&d=n

https://www.instagram.com/tv/CGEabJFpLS6/?igshid=p1xgkzmvlcys

https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=1k5umtk50qoxw

https://www.instagram.com/p/CFzo1MepvFY/?igshid=1qegowldwrz9p

https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=k3jrufdh6j45

В связи с пандемией коронавируса COVID-19 НДО проходило онлайн и представило очень насыщенную программу по инклюзивному образованию в первый день НДО - 8 октября 2020 года:

- на базе КАТУ им. С. Сейфуллина

1. Виртуальная информационная выставка: «Мы разные, Мы равны, Мы вместе».

Модератор – член рабочей группы: Оразымбетова Жулдыз – заведующая отделом научно-информационных ресурсов Научной библиотеки КАТУ.

Виртуальная выставка размещена на сайте научной библиотеки, Facebook, Instagram, YouTube и странице библиотеки в социальных сетях.

https://www.instagram.com/tv/CGEabJFpLS6/?igshid=p1xgkzmvlcys

2. Конкурс плакатов: «Мы разные, но мы равные».

Модератор – член рабочей группы: Ахметова Марал – директор Научной библиотеки КАТУ

Плакаты были опубликованы на странице Библиотеки в социальной сети Instagram. https://www.instagram.com/p/CFXaTUEpxUA/?igshid=k3jrufdh6j45

  

3. Онлайн-тренинг «Особенности психолого-педагогической деятельности педагога в условиях инклюзивного образования».

Модератор – член рабочей группы: Сарбасова Карлыгаш – декан факультета компьютерных систем и профессионального образования КАТУ.

Ведущим спикером онлайн-тренинга выступила Кочкорбаева Эльмира, докторант 3 курса по специальности «Профессиональное обучение». В качестве приглашенного спикера выступил Арман Асанбаев, сотрудник Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета, доктор PhD, координатор международных проектов по инклюзивному образованию.

Во время онлайн-тренинга участники выполняли разнообразные упражнения, техники для повышения самооценки, о важности жизни, о нашем предназначении в этой жизни и о том, какой вклад он вносит в наше многообразное общество, где много разных людей с разными способностями. , как физические, так и интеллектуальные.

На онлайн-встрече обсуждались такие вопросы, как ценности инклюзии, современное инклюзивное образование и пути его реализации, а также какие возможности дает инклюзивное образование для развития людей. Следует отметить, что многие участники активно высказали свои позиции при обсуждении данных вопросов, и выдвинули ряд предложений по дальнейшему развитию инклюзивного образования в Казахстане с учетом опыта мирового сообщества.

Следует отметить выступление студентки программы PhD Зейнулиной Жанны. Жанна поделилась своим опытом, как она прошла сложный путь саморазвития с серьезным диагнозом, как ей удалось побороть болезнь и добиться жизненных целей, чтобы закончить докторантуру, учить студентов и вообще быть интересной девушкой.

Резюмируя вышеизложенное, резолюция:

- привлекать общественные организации для проведения семинаров, вебинаров и тренингов для педагогического сообщества по социально-психологической поддержке обучающихся с ОВЗ и обучающихся с особыми потребностями в образовательном процессе;

- продвигать идеи инклюзивного образования и принятие принципов и приоритетов инклюзивности в обществе;

- провести общественную кампанию в поддержку инклюзивного образования в родительских сообществах и СМИ.

https://www.facebook.com/114288270125256/posts/203050244582391/?extid=0&d=n

4. Конкурс эссе «Инвалидность, инклюзия и разнообразие».

Модератор – член рабочей группы: Омарова Сафура – ассистент кафедры иностранных языков КАТУ.

В период с 21.09.2020 по 5.10.2020, в рамках Национального дня информирования об инвалидности международного проекта DECIDE: «Развитие сервисов для людей с инвалидностью», партнеры проекта, центр международного сотрудничества и развития полиязычного образования , совместно с кафедрой иностранных языков Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина объявили конкурс сочинений на тему: «Инвалидность, инклюзия и многообразие».

Целевыми группами мероприятия стали студенты, аспиранты и докторанты, профессорско-преподавательский состав вузов и библиотекари, а также все заинтересованные лица.

Место проведения: Страница библиотеки и КАТУ в социальных сетях: Facebook, Instagram, YouTube, Zoom Конференция, собравшая более 150 человек.

Цели и задачи конкурса сочинений:

- развитие и воспитание молодежи с уважением к людям с ограниченными возможностями;

- привлечение внимания к углубленной проработке вопросов проекта;

- стимулирование решения вопросов инклюзивного образования;

- выявление и поддержка талантов молодежи в рамках инклюзивного образования.

Участники конкурса

Конкурс эссе «Инвалидность, инклюзия и многообразие» проведен среди студентов и магистрантов всех специальностей Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина, на который было представлено 36 работ, 33 работы получили положительную оценку жюри, 3 были отклонены в связи с несоблюдением требований конкурса.

Тема конкурса нашла большой отклик среди участников, были затронуты проблемы инклюзивного образования, проблемы адаптации людей с ограниченными возможностями, а также интеграции и воспитания толерантного отношения у населения, а именно у подрастающего поколения .

В качестве резолюции необходимо отметить важность проведения таких конкурсов, так как с помощью таких конкурсов можно решить ряд важных задач воспитания подрастающего поколения:

- развитие, воспитание молодежи с уважением к людям с ограниченными возможностями;

-привлечение внимания к изучению вопросов проекта

https://www.instagram.com/p/CFzo1MepvFY/?igshid=1qegowldwrz9p

- on the basis of A. Baitursynov KRU:

- Online discussion platform: "Ethics of communication with people with disabilities."

Модераторы - члены рабочей группы: Саркисян Лилия, профессор КРУ им. А. Байтурсынова и Пархоменко Ирина - доцент КРУ им. А. Байтурсынова.

Целевой аудиторией мероприятия стали волонтеры: члены волонтерско-благотворительного клуба «Аялы Жастар»; студенты и заинтересованные стороны, которые добровольно участвуют в сфере инклюзивности.

Место проведения: Zoom-конференция (86 человек).

Цель и разрешение вышеуказанных мероприятий:

• распространение информации НДО в средствах массовой информации для привлечения внимания студентов, абитуриентов, ППС вузов к проблематике международного проекта, связанного с актуальными вопросами социальной адаптации инвалидов и их интеграции в общество;

• популяризация темы инклюзивного образования и раскрытие всех возможностей его интеграции в век высоких технологий, когда развитие образного мышления подрастающего поколения способствует распространению и выработке решений проблем международной про- проект;

• популяризация и продвижение принципов организации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования в высших учебных заведениях Республики Казахстан, связанных с ценностью и важностью инклюзии, современными способами ее реализации, какие возможности дает инклюзивное образование для развитие людей;

• привлечение общественных организаций для проведения семинаров, вебинаров и тренингов для педагогического сообщества по социально-психологическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с особыми потребностями в образовательном процессе;

• продвижение идей инклюзивного образования, принятие принципов и приоритетов инклюзии в обществе.

По завершению всех мероприятий все победители конкурсов и выставок были награждены дипломами 1, 2, 3 степени и ценными подарками. Спикеры и участники обучающего семинара и конференции получили сертификаты.

Во второй день НДО- 9 октября 2020 года на базе КАТУ им. С. Сейфуллина прошла первая международная научно-практическая конференция «Развитие инклюзии в Казахстане: теория и практика». Конференция была организована совместно рабочими группами вузов-партнеров из КАТУ им. С. Сейфуллина (г. Нур-Султан, Казахстан), КазНУ им. аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан), КРУ им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан) и АПА при Президенте Республики Казахстан (г. Нур-Султан, Казахстан).

Модератор конференции входит в состав рабочей группы: Мейрамова Салтанат – директор Центра развития международного сотрудничества и полиязычного образования, координатор проекта КАТУ (P9) и страновой координатор проекта DECIDE.

Модератор пленарного заседания конференции – член рабочей группы: Саркисян Лилия, профессор КРУ им. А.Байтурсынова (Р11).

Модератор панельной сессии конференции – член рабочей группы: Бекмурзаева Жаныл (P12).

Модератор круглого стола конференции – член рабочей группы: Усатаева Гайнель (P10).

Целью конференции было повышение осведомленности о многообразии путем создания социально благоприятных условий для людей с инвалидностью, создания коммуникативной и дискуссионной площадки.

В конференции приняли участие 116 участников, 30 докладчиков, в том числе представители Министерства труда и социальной защиты населения РК, Министерства здравоохранения РК, Министерства сельского хозяйства РК, ЕАСЕА - Агентство Erasmus+ (Брюссель), директор Национального офиса программы Erasmus+ в Казахстане, руководитель проекта DECIDE (Румыния), ректоры вузов-исполнителей проекта DECIDE, государственные служащие, представители бизнес-структур, кандидаты наук, магистры и бакалавров вузов РК, 10 представителей НПО (неправительственных организаций) и сообществ людей с ограниченными возможностями из 3-х зарубежных стран, а также 10 зарубежных партнеров проекта DECIDE из 7 стран мира.

Участники конференции отметили социальную значимость мероприятий, проводимых в рамках проекта DECIDE по созданию инклюзивного общества и развитию инклюзивного образования на всех его уровнях, высокую заинтересованность исполнителей проекта в развитии инклюзивного образования в вузах и формирование инклюзивной культуры среди государственных служащих и представителей НПО, а также недискриминационного отношения к людям с инвалидностью в обществе.

Участники конференции поддержали инициативу о проведении 9 октября ежегодного Общенационального дня информирования по актуальным вопросам инклюзии и инициативу о включении в планы воспитательной работы организаций образования не реже 2 раз в год тематических занятий и кураторских часов на тему «Мы разные - Мы равны - Мы вместе" и различные мероприятия, направленные на формирование инклюзивной культуры с широким освещением в СМИ и социальных сетях

Заслушав и обсудив доклады и выступления спикеров и участников, представленных на пленарном заседании, панельной сессии и круглом столе международной научно-практической онлайн-конференции «Развитие инклюзии в Казахстане: теория и практика» и проанализировав экспертные мнения людей с инвалидов Принята Резолюция международной конференции, в которую вошли следующие предложения:

1. отразить развитие инклюзивного образования в политике подведомственных учреждений в качестве приоритета

2. включить инклюзивную компетентность в квалификационные требования педагогов

3. поддерживать межведомственное и межведомственное сотрудничество органов образования, здравоохранения и социальной защиты, неправительственных организаций и бизнес-структур.

4. разработать критерии оценки эффективности руководителей образовательных организаций в развитии инклюзивного образования и создании универсального дизайна

5. предусмотреть проведение в 2021 году республиканской научно-практической конференции по проблеме программно-методического обеспечения инклюзивного образования всех форм обучения (очной, дистанционной, смешанной)

6. внедрить по возможности дисциплину «Педагогика и психология инклюзивного образования» в учебные планы всех педагогических специальностей.

7. Организовать повышение квалификации учителей, административного персонала и других работников по проблеме инклюзивного образования.

8. предложить разработать эффективную систему профориентации, профессионального обучения и переподготовки инвалидов с целью их трудоустройства

9. предложить разработать эффективную систему профориентации, профессионального обучения и переподготовки инвалидов с целью их трудоустройства

10. Активизировать участие НПО (неправительственных организаций) в проведении Дня национальной осведомленности

11. Предлагаю рассмотреть вопрос о сопровождении сурдоперевода программ вещания в большом формате

12. предложить обеспечить преемственность инклюзивного образования на всех уровнях, от яслей-детских садов до вузов.

13. расширить диалоговую площадку, где будут обсуждаться все тренды инклюзивного образования, что послужит повышению осведомленности

14. использовать специальные технологии в образовательном процессе, при разработке содержания образования для людей с ограниченными возможностями здоровья

15. рассмотреть вопрос о подготовке педагогов-кондукторов, эрготерапевтов, реабилитологов и инструкторов ЛФК.

16. рассмотреть вопрос о включении людей с инвалидностью в качестве экспертов в мероприятия всех уровней по теме инклюзии

Продвижение проводилось через кампанию в социальных сетях: Facebook, Twitter (межпартнерское освещение через Facebook, Twitter). Партнеры разработали флаеры, наклейки, плакаты, брошюры, футболки, ручки и т. д. с логотипом проекта.