КАФЕДРА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК- В050 – Биологические и смежные науки, Образовательная программа - 6B05103, Биология.
Код и классификация области образования: 6В05-«Естественные науки, математика и статистика»
Код групп образовательных программ В050
Код и классификация направлений подготовки: 6В051-«Биологические и смежные науки»
Код в Международной стандартной классификации образования: 0510
Код образовательной программы: 6B05103
Наименование образовательных программ: «Биология»
Квалификация: бакалавр
Срок обучения: 4 года
Цель образовательной программы: Подготовка специалистов в области биологии, владеющих методами молекулярной генетики, клеточной биологии, биохимии, биофизики, биоинформатики; обладающих углубленными знаниями естественных и информационных наук, английского языка, способных к практической реализации полученных знаний в лаборатории биологического профиля в науке и производстве, способных к поступлению в отечественную и зарубежную магистратуру.
Задачи образовательной программы:
Общая характеристика образовательной программы (актуальность, особенности, конкурентные преимущества, уникальность, стейкхолдеры и т.д.)
Биология - это наука изучающая жизнь и живые организмы, включая их структуру, функции, рост, происхождение, эволюцию, распространение и систематику. Разделы биологии широко варьируют от биохимии, молекулярной биологии и генетики до физиологии и экологии.
Бакалавры естествознания по специальности 6В05103-«Биология» владеют образованностью в области естественно-научных дисциплин, анализаторскими и коммуникативными навыками, навыками исследования и техническими навыками, применимыми к широкому спектру профессий в области науки, здравоохранения, бизнеса, государственного управления и образования.
Выпускники данной образовательной программы владеют методами молекулярной генетики, клеточной биологии, биохимии, биофизики, биоинформатики; овладеют углубленными знаниями естественных и информационных наук, английского языка.
Образовательная программа «Биология» разработана в соответствии с НРК и профессиональными стандартами, согласно с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификаций, на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года (№ 604) и в соответствии с классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (Утвержден приказом МОН РК №569от 13 октября 2018 г.
Особенность образовательной программы:
Структура и содержание образовательной программы 6B05103– Биология разработана при участии ведущих французских ученых AgroPariTech и высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава университета.
Обучение проводится в полиязычных группах и по дуальной технологии, т.е. теоретическая часть занятий проходит в аудиториях университета, а практические занятия проходят на базе производственных предприятий.
Обучение предусматривает приобретение практических навыков и опыта в крупных производственных организациях, селекционных компаниях, в ведущих Республиканских, национальных научно-исследовательских центрах и лабораториях.
Полученные знания позволят продолжить обучение в магистратуре и зарубежной докторантуре.
Наличие социального пакета услуг для студентов в период обучения (общежития, столовые, студенческая поликлиника, магазин и аптека для студентов).
Компетентностная модель (портрет) выпускника
Сферой профессиональной деятельности бакалавра образовательной программы «Биология» является:
- научное производство (производственные лаборатории биологической и медицинской экспертизы; экологической, таможенной, санитарно-эпидемиологической, сертификационной служб
- управление (отделы образования, организации по озеленению, экологии и др.);
- научно-исследовательские организации, институты и лаборатории (по профилям: ботаника, зоология, физиология, экология, почвоведение, генетике, молекулярная биология, биотехнология и др.институты экологического, металлургического, фармацевтического профиля,).
- организационно-технологическая деятельность на производствах биологического профиля (санитарно–эпидемиологические станции, производства по переработке растительной и животной продукции и т.п.)
Характеристика профессиональных компетенций
знать и понимать: Особенности химического состава живых организмов, идентификация соединений; Строение и свойства тканей живого организма, их формирование и особенностях функционирования; Филогенез и онтогенез, роль ядерных структур в репарации повреждений ДНК, вызванных химическими и физическими воздействиями; Иллюстрировать закономерности наследования и изменчивости признаков у человека. механизмы формирования гуморального и клеточного иммунного ответа; Знать основные физические теории и принципы, физические методы исследования, основные законы и границы их применения. Владеть базовыми знаниями в области физики и умение применять эти знания для анализа
уметь применять на практике: теоретические знания биологических дисциплин, выявлять взаимоотношения между организмами, и организмов с окружающей средой; факторы онтогенеза и филогенеза живых организмов, ориентироваться в систематике и таксономике. Интерпретировать молекулярно-генетические и клеточные уровни организации жизни; структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях; использовать живые системы для решения технологических задач; создавать живые объекты с заданными свойствами;
решать: задачи молекулярной генетики, используя методы молекулярной биологии, биохимии и биофизики; использовать основные методы и протоколы, теоретические знания и практические
уметь: применять разнообразные методологические подходы; планировать и проводить научно-исследовательскую работу; Осуществлять сбор, обработку и интерпретацию материалов и оценивать геном организма на основе методов биоинформатики; Применять теорию и методы решения математических задач и применять полученные знания, умения и навыки при решении прикладных задач в экологии, сельском и лесном хозяйстве; уметь составлять математические модели типовых профессиональных задач и находить способы их решения.
уметь: использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, информационно-коммуникационные технологии; применять базовые алгоритмы обработки информации к решению прикладных задач, разрабатывать программы на языке программирования с использованием основных управляющих конструкций и стандартных типов данных, использовать пакеты прикладных программ, объяснять механизмы воздействия на клетку и организмы в целом химических, физических и биологических агентов.
Владеть профессиональным казахским, английским и русским языками; представлять результаты научных исследований в виде статей и презентаций, аргументированно отстаивать свою точку зрения в научном диспуте;
Решать задачи личностной и профессиональной реализации, разбираться в механизмах эффективной организации образовательного процесса, направленного на развитие индивидуальности учащихся; формировать физическую культуру индивида; использовать разнообразные формы физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья обучаемых.
Организовывать предпринимательскую деятельность, владеть навыками управления и работы с персоналом; составлять бизнес-планы, обрабатывать экономические показатели функционирования фирмы; определять характеристики и тенденции рынка.
База прохождения профессиональных практик
Учебная практика
Кафедра сотрудничает с организациями:
Почетный профессор Казахского национального аграрного университета. Карьера. 1979 г. — Кайрат Айтуганов начал работать оператором цеха перевозки Кокчетавского почтамта. 1984-1985 гг. — ассистент кафедры почвоведения Целиноградского сельхозинститута. 1987-1989 гг. — агроном, старший агроном, главный экономист совхоза Карабулакский Зерендинского р-йона Кокчетавской обл.