Код и классификация области образования: 8D08 - "Сельское хозяйство и биоресурсы"
Код и классификация направлений подготовки: М131 - "Растениеводство"
Присуждаемая степень: доктор философии (PhD) по образовательной программе
«Научные основы питания растений и применения удобрений»
Срок обучения: 3 года
Цель образовательной программы: «Научные основы питания растений и применения удобрений» - подготовка докторов PhD с высоким уровнем профессиональных компетенций, в том числе и культуры профессионального общения, имеющих гражданскую позицию, способных сформулировать и решать современные экспериментальные и практические проблемы в образовательной и научной сфере по вопросам теории питания растений и разработки приемов оптимизации минерального питания растений при применении удобрений.
Основные задачи по образовательной программе «Научные основы питания растений и применения удобрений»:
Общая характеристика образовательной программы
Современные агротехнологии представляют собой комплексы технологических операций по управлению продукционным процессом сельскохозяйственных культур для достижения планируемой урожайности и качества продукции при обеспечении экологической безопасности и определенной экономической эффективности.
Агротехнологии связаны в единую систему управления агроландшафтом через севообороты, системы обработки почвы, удобрения и защиты растений. При этом они имеют индивидуальное значение, определяемое. прежде всего. особенностями сорта, почвенно-климатическими условиями. Особая роль принадлежит здесь созданию систем удобрений, которые в наибольшей мере учитывали бы потребности возделываемых растений.
Решение проблемы урожайности и улучшения качества продукции сельскохозяйственных культур при одновременном сохранении плодородия почв необходимо увязывать с учетом особенностей агрофитоценозов. Это неизбежно требует особого подхода к разработке научно обоснованных мероприятий по рациональному использованию удобрений и сохранению почвенного плодородия на основе комплексного эколого-агрономического подхода с учетом биопродуктивности растений и баланса питательных веществ в земледелии, что позволит прогнозировать потребность культур в биогенных элементах, целесообразность соотношения питательных веществ и влияния удобрений на почву. Вышеизложенное определяет актуальность разработки данной образовательной программы.
Особенность реализуемой программы заключается в ее ориентации на подготовку выпускников к профессиональной научной и производственной деятельности, готовых решать вопросы разработки научных основ эффективного применения удобрений и направленного регулирования минерального питания культурных растений, обеспечивающих воспроизводство почвенного плодородия и исключающих нежелательные последствия для окружающей среды.
Сферы профессиональной деятельности
НАО "Правительство для граждан" Департамент земельных ресурсов и недвижимости по г.Астана, г.Алматы и филиалы по РК; профильные научно-исследовательские институты, научно-производственные центры, ГУ "Республиканский научно-методический центр агрохимической службы" и филиалы по регионам РК, структурные подразделения Министерства сельского хозяйства, Комитета по экологическому регулированию и контролю МЭ РК, сельскохозяйственные формирования различной формы собственности, комитеты, фирмы и т.п.; высшие учебные заведения аграрного профиля; экспертные и проектные учреждения.
Профессиональные компетенции
иметь представление: о взаимосвязи системы: почва-растение-удобрение и физиологических основах применения удобрений под сельскохозяйственные культуры, о возможностях применения инновационных научных методов и технических средств в решении важнейших проблем питания растений и применения удобрений; о возможностях применения геоинформационных систем, IT-технологий в управлении продукционным процессом с/х культур, плодородием почв, рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, в системе механизированных работ по применению современных средств мелиорации и химизации; мониторинге питания растений;
знать: особенности поведения и превращения удобрений в почве, влияние их на свойства почвы и растения, сущность взаимосвязи почва-растение-удобрение, методы диагностики условий почвенного питания растений, критерии оценки эффективного плодородия почв; основы проведения научных исследований в почвоведении и агрохимии по питанию растений и применению удобрений; основные технологические проблемы в области почвоведения и агрохимии, возможности применения IT-технологий в профессиональной деятельности; правила, методы и средства подготовки технической документации научных и педагогических проектов; современную методологию и методику преподавания в высших учебных заведениях;
уметь: применять полученные теоретические знания и практические навыки в проведении самостоятельных фундаментальных и прикладных исследований по разработке мероприятий, нацеленных на оптимизацию минерального питания растений с учетом требования возделываемых культур, плодородия почв, особенностей удобрений, технологии их внесения, уровня интенсификации производства; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующих углубленных специальных знаний; выбирать необходимые методы исследования и методику преподавания, эффективно использовать инновационные технологии обучения; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; представлять итоги проделанной работы в виде научных отчетов, докладов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями; сообщать свои знания и достижения коллегам и научному сообществу; вносить вклад в развитие почвоведения и агрохимии путем внедрения оригинальных разработок, результатов исследований;
иметь навыки: в проведении экспериментальной научной и практической деятельности, научного публичного выступления, научного и делового письма; преподавания в высшей и средней школе; пользования общенаучной методологией, логикой и технологией проведения научно-исследовательской работы, умениями оформления ее результатов в различных формах научной продукции; педагогической деятельности; оценивания результатов исследовательской деятельности, установления состояния объектов в целях принятия ответственных решений;
быть компетентным: в вопросах понимания значения химизации земледелия в повышении плодородия почв, урожайности и качества сельскохозяйственных культур; теории почвообразовательных процессов; особенности применения удобрений в различных почвенно-климатических условиях; повышения эффективности реализации образовательных программ и программ по наращиванию потенциала в области рационального использования почвенных ресурсов.
Для лиц с ограниченными возможностями формируется индивидуальная траектория обучения, обеспечивающая возможность выбора формы обучения, прохождения профессиональных практик.
Почетный профессор Казахского национального аграрного университета. Карьера. 1979 г. — Кайрат Айтуганов начал работать оператором цеха перевозки Кокчетавского почтамта. 1984-1985 гг. — ассистент кафедры почвоведения Целиноградского сельхозинститута. 1987-1989 гг. — агроном, старший агроном, главный экономист совхоза Карабулакский Зерендинского р-йона Кокчетавской обл.