Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего

Программа:         Erasmus +

Key action:          Сотрудничество в сфере инноваций и обмен практиками

Action:                 Наращивание потенциала в сфере высшего образования (CBHE)

Action Type:     Совместные проекты (разработка учебного плана, усиление интернационализации вузов и эффективность сетевого потенциала при проведении научных исследований и внедрении технологических инноваций)

Название проекта:  Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего - SAGRIS

Номер проекта:   610383-EPP-1-2019-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP (2019-2086)

Срок реализации проекта: 15.01.2020 – 14.01.2023

Проект направлен на решение проблем в области подготовки научно-педагогических кадров согласно международным стандартам качества и ставит своей целью повышение уровня знаний в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего - темы, имеющей национальное, межрегиональное и международное значение.

Ландшафты и экономика России и Казахстана характеризуются большими сельскохозяйственными площадями. Политика обеих стран рассматривает инновационное развитие аграрного сектора как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Наряду со всеми предпринимаемыми мерами ощущается нехватка квалифицированных специалистов и инновационного потенциала. Инициативы по наращиванию человеческого потенциала на всех уровнях (фермеры, специалисты, менеджеры), а также по совершенствованию деятельности вузов стали ответом на существующие недостатки. Несмотря на успешную реализацию Болонской реформы, вузы пока не могут стать конкурентоспособными на международном уровне, так как наблюдаются "утечка умов" молодых талантов, обучение по устаревшим образовательным программам третьего цикла и т.д.

Консорциум из 5 вузов-партнеров Европейского Союза, а также 4 российских и 4 казахских вузов при консультационной и экспертной поддержке аккредитационных агентств, научно-исследовательских организаций и бизнеса в России и Казахстане сформулировали следующие цели проекта:

В целом, потенциал вузов наращивается для качественного образования третьего цикла и проведения исследований в области устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего.

Консорциум 

Из стран программы Университет Нюртинген-Гайслинген выступает как координатор проекта с 3 европейскими вузами (Варшава, Прага, Тарту) и одним научно-исследовательским институтом (DITSL-Витценхаузен). 4 вуза России и 4 вуза Казахстана представляют разные регионы (за пределами столиц). Консультирующие организации и партнеры представляющие важность на национальном уровне оказывают экспертную поддержку в вопросах требований к качеству современных научных исследований и способствуют налаживанию контактов с научно- исследовательскими сетями. 

ЕС – ВУЗы из стран программы

1

Университет Нюртинген-Гайслинген

HfWU (координатор)

2

Варшавский университет естественных наук

WULS

3

Чешский университет естественных наук, Прага

CULS

4

Немецкий институт сельского хозяйства в тропиках и субтропиках (Витценхаузен)

DITSL

5

Эстонский университет естественных наук, Тарту

EMU

РФ – ВУЗы из стран-партнеров программы

6

Ставропольский государственный аграрный университет

СтГАУ / SSAU

7

Новосибирский государственный аграрный университет

НГАУ / NSAU

8

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

БГСХА / BSAA

9

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

ЯГСХА / YSAA

РК – ВУЗы из стран-партнеров программы

10

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Нур-Султан

КАТУ / KATU

11

Казахский национальный аграрный университет, Алматы

КазНАУ / KazNAU

12

Университет Жангир Хана, Орал

ЗКАТУ / WKATU

13

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

КГУ / ABKSU

Научно-исследовательские организации и консультирующие партнеры в странах- партнерах

 14

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации

(NCPA), Россия

15

Независимое агентство аккредитации и рейтинга

(IAAR), Казахстан

 16

Национальный аграрный научный и образовательный центр

(НАНОЦ/NASEC), Казахстан

 17

Российская академия наук (включая российские научно-исследовательские институты)

RAN

Ассоциированные партнеры

18

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

МСХ РФ

19

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

МСХ РК

https://ilias.hfwu.de

 

Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего (выпуск 3, октябрь 2021)

Информация об участии консорциума проекта  в международных днях Erasmus (Erasmus Days 2021)

Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего (выпуск 2, февраль 2021)

Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего (выпуск 1, сентябрь 2020)

 

* «Поддержка Европейской комиссией выпуска этой публикации не означает одобрения содержания, которое отражает мнение только авторов, и Комиссия не может нести ответственность за любое использование информации, содержащейся в ней»

Открыт набор заявок на участие в учебных стажировках проекта SAGRIS

Уважаемые коллеги!

Мы рады сообщить Вам, что открыт набор заявок на участие в учебных стажировках проекта SAGRIS.

Информация о стажировках и условиях участия и подачи заявок, а также форма заявки находится в приложениях.

Ждем Ваших заявок и желаем удачи!

С уважением координатор проекта SAGRIS  Исмаилова А.С

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Разработка модуля 1 «Умное сельское хозяйство и цифровизация» в рамках проекта «SAGRIS», 18 июня 2020 года

18 июня 2020 года состоялась ВКС рабочей группы по разработке образовательного модуля 1 «Умное сельское хозяйство и цифровизация», запланированного в проекте «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего» - SAGRIS, номер проекта 610383-EPP-1-2019-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP. Встреча прошла на платформе Zoom, в ней приняли участие представители Высшей школы экономики и окружающей среды Нюртинген-Гайслинген (Германия), Варшавского университета естественных наук (Польша), Чешского университета естественных наук в Праге, Немецкого института сельского хозяйства в тропиках и субтропиках, Эстонского университета естественных наук, университетов Казахстана и России. Наш университет представляла группа ученых, участвующих в разработке модуля «Умное сельское хозяйство и цифровизация», руководитель рабочей группы модуля 1– Кайрат Есхожин.

Этот модуль поможет обучающимся в получении знаний о концепциях и технологиях цифровой трансформации сельского хозяйства и их потенциале для ресурсосбережения и устойчивых агросистем. На первой встрече в режиме ВКС были утверждены подтемы модуля:

  • ресурсосберегающие подходы к устойчивому сельскому хозяйству,
  • цифровые технологии в сельском хозяйстве и приемы «умного» земледелия,
  • управление информационными системами,
  • точное земледелие,
  • автоматизация сельского хозяйства и роботы.

По результатам встречи были установлены даты следующего заседания для дальнейшего обсуждения разработки модуля «Умное сельское хозяйство и цифровизация». 

Разработка модуля 4 «Трансдисциплинарные методы исследований для устойчивого сельского хозяйства» в рамках проекта «SAGRIS», 16 июня 2020 года 

16 июня 2020 года состоялась видеоконференция рабочей группы по разработке образовательного модуля «Трансдисциплинарные методы исследований для устойчивого сельского хозяйства», запланированного в проекте SAGRIS программы ЕС Erasmus+. В обсуждении стратегии и основных компетенций модуля 4 приняли участие команды вузов-партнеров вместе с вузом-координатором Университетом Нюртинген-Гайслинген HfWU. Модератором встречи выступила Бригитте Кауфман, Немецкий институт сельского хозяйства в тропиках и субтропиках (Витценхаузен DITSL). Ведущим вузом Казахстана в разработке данного модуля является ЗКАТУ им. Жангир Хана, Орал; России - Якутская государственная сельскохозяйственная академия. КАТУ им.С.Сейфуллина представляли Имашева Асель Шамильевна (координатор рабочей группы модуля), Китайбекова Сара Оразбековна и Задворнева Евгения Павловна.

Целью данного модуля является разработка методов устойчивых решений комплексных проблем в области исследований докторантов, разработка инноваций, соответствующих условиям и возможностям фермеров и других участников продовольственной системы для содействия устойчивому развитию, изменениям и трансформации сельскохозяйственных и продовольственных систем. Трансдисциплинарные исследования основываются на принципах многостороннего подхода, практикоориентированности, интеграции знаний, инновационных систем и платформ, усилении социального капитала и значения сельских территорий для социума.

На первой встрече в режиме ВКС были утверждены подтемы модуля: введение в устойчивость в сельском хозяйстве и пищевых системах; системные подходы в сельском хозяйстве; методы трансдисциплинарного исследования,в частности, субъективные подходы, анализ заинтересованных сторон, гендерный анализ, партиципативные методы, анализ активности и знаний, совместное обучение, интеграция и совместное создание знаний.

По результатам встречи были установлены даты следующего заседания для дальнейшего обсуждения: насколько правильно ведется участниками образовательного проекта разработка модуля «Трансдисциплинарные методы исследований для устойчивого сельского хозяйства».

Разработка модуля 3 «Методы научных исследований» в рамках проекта «SAGRIS», 4 июня 2020 года

4 июня 2020 года состоялась видеоконференция рабочей группы по разработке образовательного модуля «Методы научных исследований» для докторантов. Данный Модуль является одним из четырех, разработка которых запланирована в проекте SAGRIS программы ЕС Erasmus+.

В обсуждении стратегии и основных компетенций модуля приняли участие команды вузов и организаций-партнеров. Страны-партнеры определили форму описания модуля, обсудили основные компетенции, которые должен будет овладеть обучающийся. Цели встречи разработчиков Модуля «Методы научных исследований» в режиме онлайн сводились к следующему: определить на перспективу краткосрочные и долгосрочные цели по разработке модуля, шаблон, рабочие группы в рамках подтем. На первой встрече в режиме видео-конференц-связи были утверждены подтемы модуля: управление данными, подготовка научных публикаций, включая методы исследовательской работы с литературой, современные методы статистики, подготовка презентаций, ориентированных на целевые группы, подготовка заявок на грант, управление проектом и тайм-менеджмент. Сформированы группы по подтемам и определен в каждой такой группе координатор. Работа эта проводится на Платформе Ilias.

Состоялся краткий обзор уже проведенных мероприятий. В числе способствующих разработке модулей были отмечены следующие:

  • семинар Мотовой Галины Николаевны, д.п.н., заместителя директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», вице-президента Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества АPQN «Принципы и практика разработки образовательных программ и измеримых результатов обучения на основе зарубежного опыта»;
  • оценка качества – анкетирование - проведенного мероприятия с целью выявления дальнейших тем для проведения подобных мероприятий по методологии разработки модулей, получены отличные отзывы всех участников.

По результатам встречи были определены задачи, установлены даты следующего заседания для дальнейшего обсуждения: насколько правильно ведется участниками образовательного проекта разработка модуля «Методы научных исследований».

Разработка модуля в рамках проекта «SAGRIS»

Сегодня, 29 мая 2020 года, состоялась видеоконференция рабочей группы по разработке образовательного модуля «Системы растениеводства и животноводства в условиях изменения климата» для докторантов. Данный модуль является одним из четырех, разработка которых запланирована в проекте SAGRIS программы ЕС Erasmus+.

В обсуждении стратегии разработки, основных компетенций модуля приняли участие члены команд, специалисты в области растениеводства и животноводства из вузов и организаций-партнеров. Модератором совещания был профессор Михал Лостак, первый проректор Чешского Университета Естественных наук, Чехия. Активное участие в обсуждении приняли представители Варшавского университета естественных наук (европейский вуз-партнер).

Страны-партнеры определили форму описания модуля, обсудили основные компетенции, которые должен будет овладеть обучающийся.

Данное заседание по обсуждению разработки модуля является первым в рамках проекта. По результатам плодотворной встречи были определены задачи, установлены даты следующего заседания для дальнейшего обсуждения: насколько правильно ведется участниками образовательного проекта разработка модуля «Системы растениеводства и животноводства в условиях изменения климата».

www.sagris.org 

Мониторинг проекта Erasmus+ «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистемам будущего» (SAGRIS), 29 мая 2020 г.

29 мая 2020 года в нашем вузе, Казахском агротехническом университете им.С.Сейфуллина (КАТУ), состоялся мониторинг проекта Erasmus+ «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистемам будущего» (SAGRIS), номер проекта 610383-EPP-1-2019-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP.

Этот международный образовательный проект направлен на решение проблем в области подготовки научно-педагогических кадров согласно международным стандартам качества и ставит своей целью повышение уровня знаний в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего - темы, имеющей национальное, межрегиональное и международное значение. В проекте принимают участие 4 университета из Казахстана, 4 из России, университеты Германии, Чехии, Эстонии, а также неакадемические партнеры. Проект координирует Университет Нюртинген-Гайслинген (HfWU, Германия), один из ведущих в Европе исследовательских университетов аграрного профиля.

Мониторинг проекта был проведен Тасбулатовой Ш.У., директором Национального Офиса программы Эразмус + в Казахстане. Данное мероприятие проводится в соответствии с планом мониторинга проектов на 2020 год. В мониторинге приняли участие 4 университета из Казахстана: Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина, Нур-Султан (КАТУ), Казахский национальный аграрный университет, Алматы (КазНАУ), Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир Хана, Орал (ЗКАТУ), Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова (КГУ), координатор проекта Университет Нюртинген-Гайслинген, а также наши неакадемические партнеры: Национальный аграрный научный и образовательный центр (НАНОЦ), Независимое агентство аккредитации и рейтинга (IAAR). Вузы-партнеры подключились к платформе Webex.

Целью мониторинга проекта Erasmus+ SAGRIS «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистемам будущего» является оценка процесса реализации проекта на данный момент, а также получение информации о результатах и достижении поставленных целей, ознакомление с реальной обстановкой, в которой осуществляется проект. В ходе встречи с участниками проекта Шайзада Умурзаковна подробно остановилась на следующих вопросах: ход реализации проекта, меры по обеспечению качества, распространение и использование результатов, влияние и устойчивость проекта, его актуальность.

Координаторы проекта Хайнрих Шюле, Анна Борсук (Университет Нюртинген-Гайслинген), доложили о состоянии и результатах проекта, предыстории проекта и основных целях. КАТУ им. С. Сейфуллина представила Исмаилова Алия Сабиржановна, локальный координатор проекта, с докладом «Представление модулей SAGRIS и межвузовских рабочих групп», от Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова выступила Шайкамал Гульшат Иманжанкызы с презентацией «Консорциум, организационная структура и система управления проектом, повседневный и финансовый менеджмент, процедура принятия решений и обеспечение качества». Богдашкина Ирина Вячеславовна (ЗКАТУ им. Жангир Хана) озвучила план реализации пилотных блок-семинаров по модулям SAGRIS, а  Борисова Юлия Сергеевна (КазНУ) рассказала о сетевом сотрудничестве и продвижении образования третьего цикла, ситуационном анализе как первом этапе разработки стратегии развития докторантуры, а также о стратегии по коммуникациям, распространению и использованию результатов проекта.

Мониторинг проекта Erasmus+ «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистемам будущего» (SAGRIS) имеет важное значение для успешной реализации проекта. Это инструмент управления, позволяющий оценить, в какой мере проект направлен на достижение целей и задач, ради которых он задумывался. 

www.sagris.org 

SAGRIS вебинар «Принципы и практика разработки образовательных программ и измеримых результатов обучения на основе зарубежного опыта»

В рамках финасируемого Европейским Союзом проекта «SAGRIS – Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего» 22 мая 2020 состоялся вебинар на тему «Принципы и практика разработки образовательных программ и измеримых результатов обучения на основе зарубежного опыта». В качестве эксперта выступила представитель от российских партнеров проекта Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», Вице-президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества APQN. Вебинар состоялся на платформе webinar.ru.

В работе вебинара участвовали проект-менеджер Борсук Анна (Высшая школа экономики и окружающей среды Нюртинген-Гайслинген), команда проекта нашего университета (НАО КазАТУ им.С.Сейфуллина), казахстанские и российские вузы-партнеры, сотрудники неакадемических партнеров проекта, Национальный аграрный научный и образовательный центр (НАНОЦ), ППС, не задействованные в реализации проекта, но заинтересованные в тематике вебинара.

По тематике вебинара были вынесены вопросы: принципы и условия формирования единого образовательного пространства, смена парадигмы образования, компетенции и результаты обучения, таксономия Блума как основа формулировки результатов обучения, принципы и практика оценки результатов обучения. Модератор Мотова Г.Н. сделала акцент на Принципах формирования европейского образовательного процесса, особенностях  и задачах Болонского процесса, нюансах перевода документов, приоритетного направления развития высшего образования.

Этот семинар был очень полезен нам всем, особенно разработчикам модулей проекта «SAGRIS – Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего».

Заседание Руководящего комитета по проекту SAGRIS на платформе Zoom 12 мая 2020 года

12 мая состоялось Заседание Руководящего комитета проекта программы Эразмус+ «Совершенствование послевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего» - SAGRIS в онлайн режиме на платформе Zoom.

В заседании приняли участие представители Высшей школы экономики и окружающей среды Нюртинген-Гайслинген (Германия), Варшавского университета естественных наук (Польша), Чешского университета естественных наук в Праге, Немецкого института сельского хозяйства в тропиках и субтропиках (Германия), Эстонского университета естественных наук, университетов Казахстанаи России, а также Национального центра профессионально-общественной аккредитации РФ, Независимого АгентстваАккредитации и Рейтинга РК, Национального Аграрного Научно-Образовательного центра и Российской академии наук. Наш университет на онлайн-заседании Руководящего комитета представляли: Исмаилова А.С., Мелешенко Н.Н. и Китайбекова С.О.

Заседанию руководящего комитета предшествовал проведенный 5 мая 2020 года онлайн-семинар координатора проекта от университета Нюртинген-Гайслинген Борсук Анны и казахстанских партнеров SAGRIS.

В силу того, что пандемия короновируса нарушила план реализации проекта (SAGRIS Workplan) и все мероприятия по проекту были переведены в дистанционный формат, а также не состоялся Project Kick-Off Meeeting в Улан-Удэ (Россия), - необходимо было детально обсудить все рабочие пакеты проекта, дать оценку степени их готовности.

На заседание комитета были вынесены вопросы: обзор мероприятий, проведенных в период с февраля по май, менеджмент проекта (в частности изучение и подписание партнерского соглашения), ситуационный анализ по образованию в докторантуре в европейских вузах, России и Казахстане, Стратегия распространения результатов проекта, План контроля качества и привлечение внешних экспертов, планирование мероприятий по разработке модулей SAGRIS, согласование методологических подходов при разработке модулей SAGRIS в соответствии с европейской и национальными рамками квалификаций, обсуждение итогов мониторинга проекта национальным офисом Erasmus+ России и другие.

В начале заседания с приветственным словом выступил профессор, доктор Хайнрих Шюле, руководитель проекта. Он отметил, что в сложившейся ситуации пришлось работать, в основном, дистанционно и применять новые средства коммуникаций, что оказало свое влияние на всех участников проекта. Вместе с тем, он отметил, что Рабочие проекты выполняются в срок, и он надеется, что состоявшееся Заседание с детальной проработкой вопросов программы будет способствовать реализации следующих запланированных этапов проекта. 

www.sagris.org 

Заседание Руководящего комитета по проекту SAGRIS в университете Нюртинген-Гайслинген (Германия), 6-7 февраля 2020 г.

КАТУ им.С.Сейфуллина является членом консорциума международного проекта «Совершенствование послевузовской подготовки в области устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего» – SAGRIS. Проект рассчитан на три года и профинансирован в рамках программы Erasmus+ Европейского Союза. 

В целом Проект SAGRIS будет способствовать решению следующих задач:

  • повышение качества модулей образовательных программ докторантуры PhD;
  • внедрение инновационных методов обучения;
  • обновление библиотечного фонда;
  • понимание механизма обеспечения качества образования и совершенствования образовательных программ;
  • обмен опытом участников консорциума;
  • более глубокое осмысление стандартов качества подготовки диссертаций;
  • разработка решений и предложений по улучшению качества обучения в докторантуре сельскохозяйственного направления подготовки.

В течение двух дней 6 и 7 февраля 2020 года в Университете Нюртинген-Гайслинген (Германия), который является грантхолдером проекта  SAGRIS, состоялось заседание Руководящего комитета. Первое заседание стало платформой для знакомства всех членов консорциума и детальной разработки основных этапов реализации проекта. Поэтому каждый участник заседания Руководящего комитета, прежде всего, представил в презентациях свои учебные заведения и организации.

В программу заседания  были включены основные вопросы:

  • планирование начального этапа проекта до проведения конференции Kick-off;
  • доведение до всех членов консорциума информации о формальных требованиях, установленных Исполнительным Агентством (г. Брюссель);
  • создание структуры по управлению проектом;
  • разработка Плана контроля качества.

В ходе заседания Руководящего комитета координатор проекта КАТУ им.С.Сейфуллина Исмаилова А.С. представила доклад "Послевузовское образование в сфере сельскозхозяйственных наук - различные подходы и вызовы современности". Презентация вызвала повышенный интерес и стала основой продуктивной дисскусии всех участников заседания.

Консультационная встреча с командой проекта ППВО Эразмус+

11 сентября 2019 года в КАТУ им. С.Сейфуллина состоялась координационная встреча Тасбулатовой Ш., директора национального офиса программы Erasmus+ в РК, с командой проекта SAGRIS. Проект вошел в Список отобранных проектов ППВО ЭРАЗМУС+ Конкурс V (2019) с участием Казахстанских партнеров (https://eacea.ec.europa.eu/erasmus-plus/selection-results/capacity-building-in-field-higher-education-2019_en).

В данной встрече приняли участие  Первый заместитель Председателя правления НАО "КАТУ им. С. Сейфуллина" Абдыров А., Директор национального офиса программы Erasmus+ в РК Тасбулатова Ш., декан факультета сельского хозяйства университета Нюртинген-Гайслинген (Германия) Шюле Х. и потенциальные члены команды проекта SAGRIS, реализация которого начинается 15 января 2020 г.

Цель данной встречи - ознакомить команду проекта с некоторыми рекомендациями к реализации проекта «Повышение потенциала в высшем образовании» (ППВО) программы Эразмус+».

Тасбулатова Ш., директор национального офиса программы Erasmus+ в РК ознакомила с правилами реализации проектов программы Erasmus+.Рекомендовано было ознакомиться подробно с полной версией проектной заявки, уточнить роль вуза в проекте (рабочий пакет). Также было обращено внимание на механизм взаимодействия с топ-менеджментом вуза, формирование команды проекта, распространение результатов проекта на национальном уровне и устойчивость проекта. Доктор Г. Шуле, руководитель проекта, декан факультета сельского хозяйства университета Нюртинген-Гайслинген (Германия) кратко ознакомил с содержанием проектной заявки, обозначил рабочие пакеты нашего университета.

По окончанию встречи была проведена практическая работа с командой по содержанию проектных заявок.

Координатор проекта SAGRIS КАТУ им.С.Сейфуллина Исмаилова А.С.

1-ый Блок-семинар по Модулю 3 "Современные методы научных исследований"

С 6 по 10 декабря на базе двух вузов, а именно Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина и Ставропольского государственного аграрного университета России, состоялся 1-ый Блок-семинар по Модулю 3 "Современные методы научных исследований" в рамках международного проекта  ERASMUS+ 610383-EPP-1-2019-DE-EPPRF2-CBHE-JP(2019-2086) "Совершенствованиепослевузовского образования в сфере устойчивого сельского хозяйства и агросистем будущего" - SAGRIS.Блок-семинар в КАТУ был проведен в гибридном формате (онлайн - казахстанские вузы-партнеры проекта и оффлайн - российские, европейские (Германия, Польша, Чехия).

С приветственным словом выступили:

Заместитель председателя Правления по академической деятельности – Ректор, проф. Абдыров Айтжан Мухамеджанович;

Ректор Ставропольского государственного аграрного университета, д.э.н., проф. Трухачев Александр Владимирович:

Менеджер проекта М.Sc, Анна Борсук, университет Нюртингена-Гайслингена, Германия;

Руководитель модуля от европейских вузов проф., др. Аксель Шверк, Варшавский университет наук о жизни, Польша.

В течение недельного семинара было обеспеченоглубокое погружение в теорию и практику применения современных методов научных исследований с учетом опыта ученых и достижений докторантов из университетов Казахстана, России, Германии, Чехии, Польши. Ключевой доклад Блок-семинара «Значение методов и публикаций в научной работе - прошлое, настоящее и будущее» сделал проф., др. Аксель Шверк (Варшавский университет естественных наук, Польша).

В рамках Блок-семинара имела место синергия проектов, потому что участникам мероприятия была прочитана лекция профессором из Франции Денис Монассэ (AgriParisTech)на тему "Взаимодействие с базами данных SQLiteв Python".

Использование современных научных методов также было представлено сквозь призму завершенных научных проектов (ПЦФ). Ученые КАТУ им. С. Сейфуллина (Ермеков Ф., Джатаев С., Исабекова С.), Варшавского университета естественных наук (ГавришевскаБ.)продемонстрировали свои научные достижения на основе применения разнообразных методов научного исследования.

В обоих университетах были организованы экскурсии по научным лабораториям (научно-исследовательская платформа с.-х. биотехнологии, ГИС-центр, лаборатория роботехники и др.).

Презентации групповых проектов, разработанных аспирантами России и докторантами Казахстана, вызвали активное и конструктивное обсуждение среди участников Блок-семинара.

Интересной и продуктивной получилась часть семинара, представленная мастер-классами о принципах написания научной публикации, об особенностях представления статистики в научных публикациях, выборе журнала, наукометрических базах  данных и инструментах научного цитирования, в которой активное участие приняли ученые из университетов России (проф. Дубовский И., Петухова М., НГАУ), Казахстана (Оразымбетова Ж. эксперт-менеджер информационно-библиографического офиса библиотеки Назарбаев Университета) и Чехии (Минотти Б., Чешский университет естественных наук, г. Прага).

В последний день Блок-семинара состоялся международный форум "Перспективы послевузовского образования в аграрных вузах России и Казахстана на пути к интеграции в международное научное сообщество". Участниками этого мероприятия выступили представители Консорциума проекта SAGRIS из 5 вузов-партнеров Европейского Союза, а также 4 российских и 4 казахстанских вузов при консультационной и экспертной поддержке аккредитационныхагентств, научно-исследовательских организаций и бизнеса в России и Казахстане.

Программа международного форума включала в себя Пленарное заседание, насыщенное поиском решений и разработкой предложений по улучшению качества обучения на уровне докторантуры аграрного направления, положительными примерами, обсуждением вызовов и перспектив образования третьего цикла. Начальник управления науки НАНОЦ РК Сатенбаев Е. сделал опорныйдоклад "Аграрная наука в реализации национальной политики развития АПК РК до 2025 года". Возможностям и перспективам подготовки научно-педагогических кадров в Новосибирском ГАУпосвятил свое выступление начальник научной части НГАУ Рюмкин С. Внешнюю оценку качества образования по подготовке кадров аграрного сектора обстоятельно представили руководитель информационно-аналитического проекта НААР РК  Кыдырмина Н.  и зам. директора Нацаккредцентра РФ Мотова Г., которая, в свою очередь, сделала акцент на повышении конкурентоспособности образовательных программ в аграрных вузах. Об организации и поддержке обучения в докторантуре PhDдоложила профессор Чешского университета наук о жизни Седмикова М.

Во второй половине форума состоялись импульс-выступления докторантов РК и РФ на тему "Вызовы на профессиональном пути молодого ученого, перспективы образования третьего цикла". Эти выступления задали тон панельной дискуссии, в качестве модератора которой весьма успешно выступил  Виктор Йозеф "ТурлюнАграрКонсалт", имеющий опыт обучения в аспирантуре РФ и докторантуре PhD Германии.Ключевыми вопросами панельной дискуссии являлись:

  • Образовательные программы аспирантуры РФ и докторантуры РК: опыт разработки и внедрения в аграрных вузах.
  • Формирование профессиональных компетенций в исследовательской деятельности.
  • Развитие системы государственной научной аттестации и особенности формирования аттестационных дел соискателей ученых степеней.
  • Интернационализация обучения в аспирантуре РФ и докторантуре РК.

Участникамипанельной дискусиистали:

проф. др. МихальЛоштак, Чешский университет наук о жизни, Прага д.с.-х.н., проф.;

Виктор Дридигер, руководитель научного направления ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр»;

к.т.н., PhD Асель Имашева, заместитель директора Департамента по академическим вопросам,  Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина;

д.с.-х. н.,проф. Нурлан Серекпаев, Председатель правления  ТОО «Научно-производственный центр зернового хозяйства им. А.И.Бараева»;

к. с.-х. н., доцент Юлия Безгина, ученый секретарь Диссертационного совета Д220.062.03 Ставропольского ГАУ

к.э.н, доцент Надежда Мелешенко, КАТУ им. С. Сейфуллина.

В заключение Блок-семинара координаторами проекта SAGRIS КАТУ им. С. Сейфуллина  Исмаиловой А. и СтГАУ Сериковым С. были подведены итоги, полученыв высокой степени положительные отзывы аспирантов и докторантов и вручены удостоверения (сертификаты) о повышении квалификации всем участникам семинара.