Главная / Новости / Выступление ректора А.Булашева на форуме аграрных университетов
Выступление ректора А.Булашева на форуме аграрных университетов

Просмотров: 289

Уважаемые коллеги и дорогие гости! На внеочередном съезде партии «Нур-Отан» глава государства выдвинул перед Правительством 7 перспективных направлений экономики Республики Казахстан. Первым из них Пр Уважаемые коллеги и дорогие гости! На внеочередном съезде партии «Нур-Отан» глава государства выдвинул перед Правительством 7 перспективных направлений экономики Республики Казахстан. Первым из них Президент назвал агропромышленный комплекс и сельхозпереработку. Впервые за период независимости государства вопрос сельского хозяйства был выдвинут на государственный уровень и определился как стратегическая цель предстоящего десятилетия. Несмотря на мировой экономический кризис, в своем нынешнем Послании Глава государства особо подчеркнул, что финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств будет продолжено. В связи с этим открываются современные молочно-товарные фермы, откормочные комплексы, птицефабрики, теплицы и убойные пункты и заводы по переработке сельхозпродуктов, которые направлены не только на обеспечение продуктовой безопасности, но будут заниматься и экспортом. Таким предприятиям, конечно, необходимы высококвалифицированные, конкурентоспособные, специалисты с широким кругозором, способные освоить новые технологии. Поэтому, уважаемые коллеги, на вузы, подготавливающие кадры для АПК нашей Республики, возложена большая ответственность. Мы должны обеспечить специалистами, которые соответствуют не только сегодняшним требованиям, но и отвечать требованиям завтрашнего дня. И для этого будет верным критически оценивать качество аграрного образования в нашей стране, определить проблемы препятствующие подняться на мировой уровень, определить, всесторонне обсудить и выявить пути верного решения. В связи с этим в начале учебного года Ученый совет принял решение об организации в целях формирования стратегического партнерского союза между ведущими центрами сельскохозяйственного образования и науки – КазНАУ, ЗКАТУ им.Жангир-Хана и КазАТУ им. С.Сейфуллина. Решение Ученого совета было принято с воодушевлением моими коллегами Тлектесом Исабаевичем Есполовым и Казыбаем Караевичем Бозымовым, результатом чего явилось наше сегодняшнее совещание. Проявив интерес к нашему форуму и выделив драгоценное время, принимают участие в нем - сенатор Валиев Хусайын Хасенович, депутат мажлиса Парламента РК Алимжанов Алимжанов Бекен Окенович, президент Национальной Академии образования им И.Алтынсарина Балыкбаев Тахир Оспанович, управляющий директор научно-технологического холдинга «Парасат» Онгарбаев Еркин Ануарович, заместитель директора Департамента стратегического планирования и инновационной политики АПК МСХ РК Омаров Жандар Даниярбекович и заместитель председателя АО «Білім қоры» Баймурзин Еркин Шахманович. Итак, уважаемые наши алматинские и уральские коллеги, студенты, благодарим Вас от имени ректората за Ваш визит. За то, что нашей встрече не стала преградой январские морозы Сарыарки. Спасибо за поддержку нашей инициативы и говорим: «Добро пожаловать в первый вуз нашей столицы!»

Идея о сотрудничестве между вузами внутри страны далеко не нова. Но на этот раз, на наш взгляд, она должна обрести благодатную почву. Осознавая высокую ответственность в деле развития сельскохозяйственного образования и науки, как важнейшего условия процветания Казахстана, в целях координации и наиболее эффективного использования своего образовательного и научно-инновационного потенциала для достижения качества в сфере образовательных услуг, улучшения воспитательной работы студентов, мы договорились о заключении Cоглашения о стратегическом партнерстве между тремя агарными вузами. Работая над его проектом, мы преследовали цель объединить интеллектуальные ресурсы, использовать в каждом университете образовательный и научный потенциал трех вузов. Вчера проект Соглашения был доработан представителями трех вузов и предлагается к подписанию по завершении пленарного заседания.

Для руководства работой по реализации Соглашения предлагается создать Координационный совет, в состав которого входило бы равное число представителей каждого вуза-партнера. Он будет рабочим органом Соглашения и будет инициировать по мере необходимости проведение таких «Дней....» на базе университетов-партнеров, но не реже одного раза в год. Уже есть договоренность с ректорами о продолжении сегодняшней нашей встречи в апреле т.г в г.Уральск, а в июле – в Алматы. Этот документ, на наш взгляд, будет началом нового, беспрецедентного этапа сотрудничества между аграрными вузами нашей страны. В этой связи, есть полное основание считать, что нынешний год будет весьма важным периодом в нашем партнерстве и, наверное, займет свое достойное место в истории наших университетов.

Наступивший год знаменателен для аграрного образования и науки нашей страны и еще одним важным событием. В июле т.г. КазНАУ – первое высшее сельскохозяйственное учебное заведение, отмечает свой славный юбилей – 80 летие со дня основания. Наш «старший брат» уже начал свои предъюбилейные мероприятия. В эти дни одновременно с нашей встречей будут проходить «Дни КазНАУ в КазАТУ им.С.Сейфуллина». Старт выездных мероприятий первенца высшего аграрного образования с нашего университета мы рассматриваем как знак уважения нашему коллективу, и пользуясь случаем, хочу пожелать нашим дорогим гостям полной реализации всех намечанных мероприятий.

Надеюсь, что в рамках «Дней аграрных университетов» нам удастся создать деловую, творческую атмосферу, необходимую для обсуждения имеющихся проблем в сфере подготовки кадров для села. На мой взгляд, большинство из них вполне решаемы нашими общими усилиями. Конечно, есть и вопросы, реализация которых невозможна без содействия исполнительных и представительных органов власти. Хочу коротко остановиться на каждом из них.

Во-первых, по моему мнению, кадров для сельского хозяйства должны готовить вузы, оснащенные материально-технической базой и научным потенциалом по соответствующим специальностям. На сегодня, кроме трех профильных университетов, выпускающих специалистов, есть еще более 20 вузов. В последние годы только половина государственных грантов приходит на долю государственных вузов, по отдельным специальностям и того меньше.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что в Великобритании всего четыре университета готовят ветеринаров, а у нас их число достигло восьми. Какова необходимость давать лицензии по лесохозяйственным специальностям десяти вузам в стране, где всего лишь 4% общей площади занимают леса? Из-за такого положения по грантам нет возможности укомплектовать полные академические группы, что оказывает негативное влияние на качество образования.

Необходимо уделить внимания вопросу стимулирования молодых специалистов, чтобы они свой трудовой путь начинали с села. Для этого необходимы конкретные дела. Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» дополнен статьей об оказании социальной помощи работникам здравоохранения, образования, культуры и спорта на селе. Будет правильным, если ввести в этот список и молодых специалистов сельского хозяйства (выпускников аграрных вузов), являющихся стержнем села. Правильным решением этого вопроса будет, если МСХ предложит каждой области направлять на учебу выпускников школ на договорной основе. Обычно акимы не берут во внимание такую инициативу агроформирований, ссылаясь на то, что агроформирования являются частными. Ведь не секрет, что обеспечение государства продовольственной безопасностью лежит не на государственных предприятиях, а на частных товаропроизводителях. Поэтому, одной из главных задач акимов разных уровней должна быть целевая подготовка специалистов для села.

Полное обеспечение учебно-методическими пособиями на двух языках дисциплин, указанных в учебных планах специальностей, то же является одним из внеочередных проблем, которое ждет своего решения. Главной составляющей кредитной системы обучения является самостоятельная работа студентов. Для этого наипервейшим условием является полное обеспечение студентов учебниками и учебными пособиями. Эту проблему каждый вуз старается решить по-своему. Чем иметь несколько учебников по одному предмету, почему нам общими усилиями, объединив научный потенциал, создать единый учебник. Необходимо на этом совещании определить обязательные и элективные предметы, и впоследствии создать творческую группу ученых трех вузов по составлению и переводу учебников и учебных пособий из других языков.

Было бы правильным, в соответствии с требованиям времени - осуществить межуниверситетскую информационно-корпоративную сеть, поднять на новый уровень услуги образования. К примеру, на сегодняшней встрече мы обсуждаем элективные дисциплины, обеспечивающие гибкость учебных программ, внеся в учебные планы трех университетов актуальные и значимые предметы и с помощью информационно-корпоративной связи дать студентам право выбора элективного курса лекций преподавателя любого вуза. Иначе говоря, еще не войдя в Болонскую хартию, нашим университетам необходимо унифицировать элективные предметы и начать работу по обмену студентов и преподавателей. Понятие «обмен» не только в прямом смысле, но и в переносном. То есть мы должны дать возможность одновременно прослушать лекцию одного профессора конкретного вуза студентам всех трех университетов. Таким образом, подключившись к информационно-корпоративной сети, мы создадим условия для проведения видеоконференций, чатов, учебно-методических объединений и заседаний отдельных секций в режиме on line.

Не могу не остановиться на проблеме привития у молодежи национального воспитания.

Система образования каждой страны должна быть направлена на воспитание патриота своего народа. Системе образования любой европейской страны, подписавшей Болонскую декларацию, свойственны национальный колорит, прививающий любовь и уважение к истории своего народа, культурной и духовной жизни, к родному языку. Человек, не прикоснувшийся к духовным богатствам своего народа, не может взойти к вершинам общечеловеческих ценностей. В связи с этим, мы должны уделить особое внимание на формирование стандарта образования, основанный на национальных особенностях, включающих не только предметы «Казахский язык» и «История Казахстана», но и такие предметы, которые всесторонне изучают духовное наследие народа. К сожалению, мы должны констатировать, что в наших учебных планах национальные особенности не прослеживаются. Сейчас в блоке общеобразовательных предметов, как максимум, мы можем предложить студенту только одну дисциплину на выбор, дающий представление о культуре и духовном наследии нашего народа. Потому что доля обязательных предметов составляет большую часть кредита, выделенных блоку общеобразовательных предметов (философия, политология, социология и основы права). Выход из сложившейся ситуации мы можем найти, включая элементы духовного наследия не только в рабочие программы каждого обязательного предмета, но и ввести в правило использовать их в преподавании казахского, русского и иностранного языков, и даже в преподавании специальных предметов. Например, в мировой науке сложилось мнение, что вакцину придумал английский врач Эдвард Дженнер. А если быть более точным, то еще 300 лет до Дженнера вакциной против оспы пользовался, еще во времена правления Керея и Джанибека, Отейбойдак Тлеугабыл. Эти сведения отражены в его труде «Шипагер баян». Следовательно, национальное воспитание - задача не только преподавателей гуманитарных предметов, но и наша – преподавателей спецпредметов, которая требует совместной работы для достижения единой цели.

Дорогие коллеги! Разрешите Дни Аграрных вузов Республики Казахстан в столице нашей Родины Астане считать открытыми. Желаю плодотворной работы, успехов и единства в наших начинаниях.