Разработка услуг для лиц с ограниченными возможностями [DECIDE].
DECIDE направлен на поощрение прав лиц с особыми потребностями на доступ к образованию и на право участвовать в повседневной жизни общества, на борьбу с дискриминацией людей с особыми потребностями путем привития понимания и принятия в обществе в соответствии с Болонским процессом и Конвенцией ООН на правах лиц с ограниченными возможностями.
Цель ASPIRE
Цель проекта заключалась в трехступенчатой реализации комплексной устойчивой учебной программы в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане для следующих целевых групп:
Итоги и результаты ASPIRE
Учебная программа, состоящая из 8 модулей (вводные (практические) модули по особым потребностям и расширенные модули по особым потребностям), включена в учебные планы университетов, институтов государственного управления и НПО по особыми потребностями, чтобы обеспечить максимальный эффект передачи обществу в целом.
Роль сотрудника по обеспечению доступа будет разработана и установлена в каждом учреждении для содействия доступу инвалидов.
Национальный день просвещения особых потребностей будет учрежден национально-стратегическими инициативными группами, в состав которых входят университеты, институты государственного управления, министерства и неправительственные организаций.
Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии
Проведение планового мониторинга НЕО по проекту «DECIDE» 28.05.2020
28.05.2020 в КАТУ им. С.Сейфуллина прошел мониторинг проекта 598661-EPP-1-2018-1-RO-EPPKA2-CBHE-JP (2018-3492/001-001) “Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями” (Developing Services for Individuals with Disabilities) – DECIDE в формате онлайн, где приняли участие все участники рабочих групп проекта и институциональных координаторов казахстанских вузов.
Основная цель проекта DECIDE – это создание трехступенчатой реализации комплексной устойчивой учебной программы для преподавателей вузов, государственных служащих и политиков и для НПО в странах-партнерах, которая будет способствовать реализации права лиц с особыми потребностями на доступ к образованию, право на участие в повседневной жизни общества и на борьбу с дискриминацией путем повышения осведомленности и признания в обществе в соответствии с Болонским процессом и Конвенцией ООН о правах инвалидов.
Это, в свою очередь, облегчает создание в каждом вузе должности сотрудника по вопросам обеспечения доступа к образованию для лиц с ограниченными возможностями, а также сосредоточение внимания на Национальном дне повышения осведомленности об особых потребностях через посредство национальных стратегических групп действий, состоящих из университетов, институтов государственного управления, министерств и НПО.
Основная деятельность проекта направлено на создание, пилотирование и внедрение 8 модулей ECTS (вводные (практические) модули по особым потребностям и расширенные модули по особым потребностям) в учебных программах вузов с последующим включением их в учебные планы университетов, институтов государственного управления и НПО по особыми потребностями, чтобы обеспечить максимальный эффект передачи обществу в целом.
Также особое внимание НЕО было уделено созданию Liaison Office и определению роли сотрудника в каждом вузе для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями.
Онлайн мониторинг НЕО с казахстанскими вузами-партнерами проходил в режиме открытого диалога по основным 4 главным вопросам проекта:
Также, в ходе выступления институциональных координаторов 4-х вузов-партнеров по вышеуказанным четырем вопросам о процессе и ходе реализации проекта директором НЕО, профессором Тасбулатовой Ш.У. были заданы уточняющие и корректирующие вопросы и предложения, такие как:
a. Общие положения, пересмотр и обсуждение обновленного плана развития проекта в условиях пандемии;
b. Стратегии распространения информации, обеспечения качества и устойчивости проекта;
c. Порядок и соблюдение сроков реализации проекта;
d. Влияние проекта на индивидуальном, институциональном и национальном уровнях и др.
Кроме того, НЕО уделило особое внимание осуществлению поставленной цели и ожидаемым результатам данного проекта в каждом университет. Соответственно, участники проекта презентовали отчет по всем направлениям мониторинга.
Такми образом, в ходе мониториинга было выявлено, что разработанные модули позволят повысить уровень осведомленности целевой аудитории, а также решить ряд вопросов, связанных с предоставлением возможности и доступа обучающихся с ограниченными возможностями к образованию, использованию библиотеки, зданию (лифты, удобные лестничные площадки для колясок), к информации (специальные ресурсы, компьютерное оборудование) и т.д.
В заключение, было подчеркнуто, что актуальность реализации проекта DECIDE в Казахстане на сегодняшний день не оставляет сомнений, с учетом интеграции деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки людей с ограниченными возможностями согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2019 г.).
Координатор проекта: Университет Трансильвании в Брашов, Румыния
Партнеры из Казахстана:
Примечание: Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данного сайта является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.
Участвовали: Мейрамова С.А. (КАТУ), Болатова Ж.С. (КАТУ), Абжанова А.Р. (КАТУ), Бокаев Б.Н. (АГУ), Досмухамедова З.К.(КГУ), Усатаева Г.М.(КазНУ)
Продолжительность совещания: 16.30-15.10
Повестка онлайн-совещания:
Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии
Участвовали: Мейрамова С.А., Болатова Ж.С., Абжанова А.Р., Оралбек Е., Жорабекова А.Н., Ахметова М.Д., Сарбасова К.А., Баймулдинова Г.К.
Продолжительность совещания: 11.00-13.00
Повестка собрания рабочей группы:
Между членами рабочей группы определены ответственные по 8 модулям (образовательные программы) и рабочие пакеты а именно:
- Абдыров А.М. - «Качество проекта» (WP Quality Plan);
- Мейрамова С.А. – модуль - 2 Маркетинг - Введение в теорию и практику- создание стратегий информационной кампании и поддержка развития НПО; рабочий пакет «Управление проектом» (WP Management);
-Г.К. Баймулдинова – модуль 8 - Удовлетворение потребностей - Социальные, эмоциональные и поведенческие трудности; модуль 5 -Удовлетворение потребностей – Познание и обучение (включая умеренные и тяжелые трудности в обучении и дислексию); рабочий пакет «Распространение и использование проекта» (WP Dissemination and Exploitation);
- Ахметова М.Д. - модуль - 3 – Использование библиотеки, ориентированное для всех партнеров, особенно для библиотекарей, как потенциал для эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество; рабочий пакет - «Устойчивость проекта» (Sustainability);
- Сарбасова К.А. - модуль - 4 - Модуль стажерской программы сотрудника по социальной интеграции и антидискриминационным мерам по консультированию и оказанию помощи учащимся или потенциальным учащимся с особыми потребностями в доступе к образованию - ориентирован для всех партнеров с участием всех партнеров и служит основой будущей рабочей группы; рабочий пакет - «Развитие проекта» (WP Development).
- Жорабекова А.Н. - модуль 1- Английский для специальных целей (особые потребности и ограниченные возможности);
Разработка модуль 6 – Удовлетворение потребностей - Коммуникация и взаимодействие (которое будет включать в себя акцент на аутизм);
рабочий пакет «Качество проекта» (WP Quality Plan);
- Оролбек Е. - модуль 1 - Английский для специальных целей (особые потребности и ограниченные возможности); рабочий пакет «Распространение и использование проекта» (WP Dissemination and Exploitation);
- Болатова Ж.С. - рабочий пакет «Подготовка проекта» (WP Preparation);
- Абжанова А.Р. - рабочий пакет «Развитие проекта» (WP Development).
Участвовали: Мейрамова С.А., Болатова Ж.С., Абжанова А.Р., Оралбек Е., Жорабекова А.Н., Ахметова М.Д., Сарбасова К.А.,
Отсутствовали: Абдыров А.М.,(отпуск) Баймулдинова Г.К.(занятия)
Продолжительность совещания: 12.00-13.30
Повестка собрания рабочей группы:
Были обсуждены вопросы подготовки к предстоящему мониторингу. Определены даты онлайн-встреч и совещаний с участниками проекта. Участниками проекта обсуждались интересующие их вопросы, касательно их функциональных обязанностей, уточнялись финансовые детали проекта.
Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии
Преподаватель проекта, доктор PhD, и.о. ассоциированного профессора кафедры иностранных языков А.Н.Жорабекова и ответственный по техническим вопросам проекта, магистр, ассистент кафедры иностранных языков Е.Оролбек приняли участие на семинаре в Дрезденском техническом университете, Германия, по проекту 598661 «DECIDE: Developing Services for Individuals with Disabilities», финансируемому Erasmus+ Programme of EU, в период с 25.03.2019 по 29.03.2019.
25 марта 2019 года с 9 часов утра была организована регистрация участников проекта. Представители данного университета Мистер С.Риддел и Мисс Маргарет ознакомили участников с программой семинара. В 10 часов Роберт Тюммлер представил план действия по инклюзии Дрезденского технического университета (ДТУ). Далее участникам был предложен тест для определения уровня владения английским языком, по результатам чего были сформированы две группы А и В. В конце дня был организован тур по библеотеке и кампусу университета.
26.03.2019. с 10.00 по 11.45 Сандра Ердманн (ДТУ) презентовала семинар на тему «Коммуникативный подход в обучении», во время которого были подробно описаны такие функциональные категории, как personal, interpersonal, directive, referential, imaginative, а также были представлены модель обучения «РРР» (Presentation/Practice/Production)и многие другие коммуникативные методы обучения.
С 11.45-1.00 Доктор Манолис Коукоуракис (UOC), Греция, ознакомил с основными правовыми документами по международной политике инклюзии, такими как: Конвенция ООН по правам людей с ограниченными возможностями.
В 14.00 Доктор Даниела Попа (UTBV),Румыния, провела семинар на тему «Обучение студентов с аутизмом», где рассказала о видах и симптомах аутизма, о возможностях раннего диагностирования медицинскими специалистами и психологами.
В 16.00 Профессор Анжела Репановичи (UTBV), Румыния, представила передовой опыт реализации таких планов действий инклюзии и многообразия (Diversity and Inclusion Action Plan), как: Disability access and inclusion plan (Western Australia), Disability access and inclusion plan (Deakin University), Diversity and inclusion action plan (University of Bergen).
27.03.2019 с 10.00-11.30 Доктор Марк Спрингетт ознакомил с теоретическими и практическими перспективами 8- модуля – Meeting Needs-Social, Emotional and Behavioral Difficulties (Terminologies and Standards), при этом выделяя 2 вида поведения: поверхностное (неконтролируемое, агрессивное, гиперактивное) и внутреннее (перерегулированное, замкнутое, одинокое, тревожное, и поведение, включая анорексию, булемию, депрессию, беспокойсво). Кроме того, он описал много терминов, связанных с данной темой, предлагая использовать сайт своего Университета Миддлсекс, где все подробно описано.
В 11.45 Доктор Манолис Коукоуракис (UOC), Греция, сделал презентацию на тему «Library Services to People with Special Needs IFLA Glossary of Terms and Definitions» , входе которой объяснил работу Международной федерации ассоциации библиотек (IFLA), которая была основана в 1927 году, состоящая из 1600 членов и 150 стран. Данная федерация работает по двум направлениям: 1-Library Services to People with Special Needs (сервис для людей, которые находятся в больнице, тюрьмах, бездомные, глухие, глухонемые, люди с физической, когнитивной и умственной неполноценностью, с дислексией), 2- Libraries Serving Persons with Print Disabilities (лица с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию), целью которой является установить глобальную доступную библиотеку с доступными материалами.
В 14.00 Доктора Джеральд Каванна и Падрейг Керби (LIT), Ирландия, подготовили презентацию на тему «Использование библиотеки: терминология для информационной грамотности и исследовательских навыков». Они выделили следующие области специализации в рамках проекта ЕС:
Доктор Каванна дал описание понятию информационной грамотности, определяя как признанный навык для само-доверенности, само-актуализации, само-мотивации и самостоятельной направленности. А также предложил пошаговую инструкцию при работе с литературой.
28.03.2019 года в 10.00 Мистер С.Ридделл провел ознакомительную презентацию на тему «Disability Services Provision at TUD», в которой подробно описал, как организован сервис для людей с ограниченными возможностями в Дрезденском техническом университете. Были продемонстрированы различные виды сервиса, такие как: видео о данном университете; навигатор кампуса, который указывает на те здания, которые доступны для людей с ограниченными физическими возможностями (лифты, доступный вход и др.);Barcodeдля сканирования в телефоне со специальным приложением, где можно услышать необходимую информацию для незрячих и плохо видящих людей. А также был показан специальный проект, созданный студентами под его руководством, на тему «Studying with special needs», где описан доступный сервис для получения образования людям со специальными нуждами со свот-анализом.
В связи с изменением программы вместо Доктора Анжелы Репановичи выступил Доктор Наваз Кхан (MDX). Он поделил участников семинара на 6 команд и дал задание в соответствии с 3-мя I (Implementation, Integration, Impact) описать членов группы управления сектором инклюзивных студентов, отвечая на вопросы: Что? Как? Кто? А также лектор для анализа раздал раздаточный материал с информацией о передовом опыте 3х университетов: Брайтонского, Кембриджского и университета Де Монтфорт.
Доктора Джеральд Кавана и Патриг Керби (LIT) провели презентацию на тему «Use the Library: Terminology in Web Search Strategies & Tactics/Critically Evaluating Information resources/ Referencing Citation & Avoiding Plagiarism»
На данной лекции в основном были обсуждены Модули:
SPECIAL NEEDS INTRODUCTORY (PRACTICAL) MODULES – ALL NON-EXISTING AT PC UNIVERSITIES
А также были описаны 4 аспекта needs for the PC societies:
В итоге, партнеры ЕС хотели донести до участников, в чем заключаются цель и результаты данного проекта. Они объяснили, что люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к образованию, использованию библиотеки, зданию (лифты, удобные лестничные площадки для колясок), к информации (специальные ресурсы, компьютерное оборудование), иметь поддержку со стороны государства, администрации, социальных работников, специалистов, офицеров, т.е. они должны стать частью общества на равных правах с другими людьми. И сколько времени займет, чтобы соответствовать стандартам ЕС, как реализовать данный проект в университетах участников, как интегрировать, создать учебный план, изменить все на университетском уровне и многое другое.
Основная идея данного проекта – это осведомить общество о поддержке людей с ограниченными возможностями, разработать учебный план (ECTSModules) для обучения преподавателей, организовать семинары, тренинги или курсы, обучить другие вузы.
29.03.2019 года в 10.00 участниками были заполнены бланки для оценивания данного семинара и Мистер С.Ридделл ознакомил с достопримечательностями г.Дрезден и попрощался с участниками, желая удачной поездки домой.
Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии
Полное название проекта: "Развитие услуг для людей с ограниченными возможностями - DECIDE"
Номер проекта: 598661-EPP-1-2018-1-RO-EPPKA2-CBHE-JP - Наращивание потенциала в области высшего образования
Координатор проекта/страновый координатор: Мейрамова С.А., директор центра развития международного сотрудничества и полиязычного образования Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (КАТУ).
Название мероприятия: Первая координационная встреча
Место проведения: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан)
Период: 11.02.2019 – 12.02.2019
В период с 11 по 12 февраля 2019 года в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби (КазНУ) состоялась первая координационная встреча по проекту «Развитие услуг для людей с ограниченными возможностями – DECIDE», реализуемому в рамках программы Европейского Союза Эразмус +. Встреча носила организационный характер.
Данное мероприятие посетили все участники из стран партнеров: Технический университет Дрездена (Германия), Университет Трансильвании в Брашове (Румыния), Университет Мидлсекс (Англия), Институт Технологий в Лимерик (Ирландия), Университет Крит (Греция). С казахстанской стороны участниками являются Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова, Казахский национальнымй университет им. Аль-Фараби, Академия государственного управления, а также представители университетов из Таджикистана и Узбекистана.
В ходе встречи участники имели возможность презентовать свой университет, представить роль каждого университета-партнера в проекте, познакомились с руководителем и координатором проекта Анжела Ренапович из Университета Трансильвании в Брашов, университетом-грантодержателем (г.Брашов, Румыния), которые детально объяснили цель и задачи проекта, подробно остановились на миссии и стратегиях проекта, обозначили ожидаемые результаты в проекте, также определили страновых координаторов от каждой страны-партнера.
Анжела Репановичи проинформировала участников о своем участии в совещании грантополучателей Erasmus + CBHE 2019 года (Конференция CBHE Projects 2018 года), которое состоялось 28-29 января 2019 года в Брюсселе (Бельгия). Она представила всю важную информацию, предложения, советы по успешной реализации проекта и последние новости от представителей EACEA.
Также с целью детального обсуждения разных аспектов проекта выступили другие представители ЕС д-р Манолис Каукауракис (Греция), Джеральд Кавана и Падрейг Кирби (Ирландия), д-р Наваз Хан (Англия), сосредоточив внимание на некоторых важных вопросах.
Выступления представителей ЕС закончились Джеральдом Калленом из Технического университета Дрездена, который обратился к участникам через SKYPE.
Далее все партнеры по проекту представили свои университеты и команды, указали свои роли в проекте, указав свой потенциальный вклад и свои потребности, касающиеся проекта.
В ходе последовавшего обсуждения, страны-партнеры проекта получили ответы и объяснения на все вопросы.
Второй день семинара начался с выступления Габриэлла Плопенау (Университет Трансильвании в Брашове, Румыния). Она озвучила финансовый аспект проекта, ознакомила с правилами проектов CBHE, как указано в Руководстве по использованию гранта.
Анжелой Репановичи, Даниэлой Попа, Джеральдом Кавана, Манолисом Каукауракисом и Падрейгом Кирби были представлены все важные вопросы, касающиеся результатов, даты, обозначенные в Плане работы для проекта DECIDE.
Истамкулов Джамшед (Худжандский государственный университет) представил место на Google Диске, которое он создал для загрузки проектных связей, в качестве платформы для быстрой передачи проекта и обмена документами до создания веб-сайта проекта.
Он также создал группу WhatsUp для удобного общения партнеров.
Участники ЕС и руководители стран-партнеров согласились с этой идеей, выразив заинтересованность по поводу соблюдения соответствующих положений и нормативных актов.
По итогам совещания был согласован план дальнейших действий по реализации проекта, выработаны рекомендации по его дальнейшему продвижению. В рамках проекта участниками каждого вуза-партнера предстоит разработать учебные модули, нацеленные на облегчение обучения лиц с особыми потребностями английскому языку. Кроме того, данные модули помогут обучающимся научиться правильному поиску, переработке, распространению и сохранению информации, тем самым подготовить их к информационным и коммуникационным вызовам современного цифрового мира технологии, сопровождающие человека как в профессиональной, так и в личной жизни.
Площадками для реализации разработок станут научные библиотеки университетов. Они обладают богатым опытом в области накопления, сохранения и передачи знаний, которые будут реализованы с учетом новых технологий и послужат реализации идеологии непрерывного образования.
По окончанию семинара все участники договорились о следующих датах и местах проведения мероприятий и семинаров:
- Заседание ESP, Дрезден с 24 по 30 марта 2019 г.
- Обучение модулям, Лимерик с 22 июля по 2 августа 2019 г.
- PMC - meeting Лондоне с 13 по 15 ноября 2019 г.
Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности университета и не отражает точку зрения Европейской Комиссии